Часть полного текста документа:Критерии научного познания. Отличие науки от вненаучных форм знаний Н отпочковалась от обыденного знания в древности. В течение вр происходил процесс накопления единичных эмпирических фактов. И уже в древнем Египте, Индии, стали появляться 1 признаки становления н-го знания - возникли медицина, астрология (обл до сих пор не признанная официальной наукой, но накопившая много эмпирических данных), мат-а. В др Греции и Риме наукой занималось больше людей, возникали теории, пытавшиеся объяснить накопленные к тому времени факты. Однако древ Н не опиралась на опыт и не имела достаточной методологии, что привело к некоторому разбросу мнений по тем или иным проблемам. Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи. Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт наука возникла в новое время в XVII веке. Особенности н познания являются: 1-основная задача н познания - обнаружение объективных законов действительности и законов самого познания и мышления; 2-цель и высшая ценность н познания - объективная истина; 3-ориентация на практику; 4-н познание - есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих развивающуюся систему понятий, теорий и законов; 5-использование научного оборудования; 6-строгая доказательность н знания; Наука проходит в своём развитии ряд этапов: доклассический этап или этап преднауки, характеризуется зарождением элементов науки в рамках философии, наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отделения от философии и проходит в своём развитии 3 этапа: 1-классический (XVII-XIX вв.); 2-неклассический (пер.пол. ХХ в.); 3-постклассический (вт. пол. ХХ в.); (1), исследуя объекты, стремилась при их описании и теоретическом исследовании исключить (элиминировать) всё, что относится к субъекту средством, приёмом и операциями его деятельности; (2) связана с разработкой релятивистской (ТВ) и квантовой теории и отвергает объективизм (1); она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта; (3) её существенный признак - учёт субъективного фактора в познании; она учитывает связь получаемых знаний не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с её ценностно-целевыми структурами; характерная черта этого этапа - глобальный или универсальный эволюционизм, распространяющий развитие на все сферы бытия и устанавливающий универсальную связь между неживой, живой и социальной материей; на утверждение этого принципа повлияли три теории: - теория нестационарной вселенной, теория экологической эволюции, - теория биосферы и ноосферы. Структура научного познания включает в себя: 1-факты, 2-понятия и абстракции, как результаты теоретического обобщения фактов, 3-проблемы и гипотезы, 4-законы, принципы и теории, 5-философские установки, 6-социокультурные основания, 7- методы, идеалы и нормы научного знания, как совокупность определённых ценностных или методологических установок, свойственных науке, 8-стиль мышления. Научное: предполагает объяснения фактов, осмысления их во всей системе понятий данной науки. ............ |