1. Структурный анализ механизма
Представлен кривошипно-ползунный механизм.
Число степеней исследуемого механизма определим по формуле Чебышева:
(1)
где n – число подвижных звеньев в составе исследуемой кинематической цепи; p4 и p5 – соответственно число пар четвертого и пятого класса.
Для определения величины коэффициента n проанализируем структурную схему механизма (рисунок 1):
Рисунок 1 – Структурная схема механизма
Структурная схема механизма состоит из четырех звеньев:
1 – кривошип,
2 – шатун АВ,
3 – ползун В,
0 – стойка,
при этом звенья 1 – 3 являются подвижными звеньями, а стойка 0 – неподвижным звеном. Она представлена в составе структурной схемы двумя шарнирно-неподвижными опорами и направляющей ползуна 3.
Следовательно, n=3.
Для определения значений коэффициентов p4 и p5 найдем все кинематические пары, входящие в состав рассматриваемой кинематической цепи. Результаты исследования заносим в таблицу 1.
Таблица 1 – Кинематические пары
№ Кинематическая пара (КП)
Схема кинема-
тической пары
Класс кинема-
тической пары
Степень подвиж-
ности
1 0 – 1
5
вращательная
1 2 1 – 2
5
вращательная
1 3 2 – 3
5
вращательная
1
4 3 – 0
5
вращательная
1
Из анализа данных таблицы 1 следует, что исследуемый механизм ДВС с увеличенным ходом поршня состоит из семи пар пятого класса и образует замкнутую кинематическую цепь. Следовательно, p5=4, а p4=0.
Подставив найденные значения коэффициентов n, p5 и p4 в выражение (1), получим:
(1)
Для выявления структурного состава механизма разбиваем рассматриваемую схему на структурные группы Ассура.
Первая группа звеньев 0-3-2 (рисунок 2).
Рисунок 2 – Структурная группа Ассура
Данная группа состоит из двух подвижных звеньев:
шатун 2 и ползун 3;
двух поводков:
кривошип 1 и направляющая (стойка) 0;
и трех кинематических пар:
1-2 – вращательная пара пятого класса;
2-3 – вращательная пара пятого класса;
3-0 – поступательная пара пятого класса;
тогда n=2; p5=3, a p4=0.
Подставив выявленные значения коэффициентов в выражение (1),
получим:
Следовательно, группа звеньев 4-5 является структурной группой Ассура 2 класса 2 порядка 2 вида.
Вторая группа звеньев 0-1 (рисунок 3).
Рисунок 3 – Первичный механизм
Данная группа звеньев состоит из подвижного звена – кривошипа 1, стойки 0 и одной кинематической пары:
0 – 1 – вращательная пара пятого класса;
тогда n=1; p5=1, a p4=0.
Подставив найденные значения в выражение (1), получим:
Следовательно, группа звеньев 1 – 2 действительно является первичным механизмом с подвижностью 1.
Структурная формула механизма
МЕХАНИЗМ=ПМ(W=1) + СГА(2 класс, 2 порядок, 2 вид)
2. Синтез кинематической схемы
Для синтеза кинематической схемы сперва необходимо установить масштабный коэффициент длин μℓ. Для нахождения μℓ необходимо взять натуральный размер кривошипа OС и разделить его на размер отрезка произвольной длины │OС│:
После этого, с помощью масштабного коэффициента длин, переводим все натуральные размеры звеньев в отрезки, с помощью которых мы будем строить кинематическую схему:
После вычисления размеров приступаем к построению одного положения механизма (рисунок 4) с помощью метода засечек.
Для этого сперва вычерчиваем стойку 0 на которой закреплен кривошип. ............