Часть полного текста документа: План: 1. Введение 1.1 Наследство СССР 1.2 Реальный сектор экономики России до августа 1998 г. 1.3 Уровни цен и уровни производства 2. Кризисное положение Российской промышленности 2.1 Кризис нефтяного комплекса как он есть 2.2 Состояние газовой промышленности 2.3 Положение автомобильной промышленности 2.3.1 Общая характеристика автомобильной промышленности 3. Выход из кризиса. Тенденции развития. 3.1 Выход их кризиса и перспективы развития нефтяного сектора 3.2 Перспективы развития газовой промышленности 3.3 Пути решения проблем и перспективы развития автомобильной промышленности Введение Наследство СССР Одна из наиболее трудных проблем российских реформ состоит в том, что перед страной стоит не только задача перехода на рыночные принципы в хозяйственной жизни, но и преодоления тяжелых структурных неравенств в экономике, унаследованных от прошлого. Для этого потребуются время, большие ресурсы и неординарные усилия. Ключевое значение приобретает создание для этих целей нового, более эффективного хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм административно-командной системы существенным образом отличается от механизма регулирования в рыночном хозяйстве. Так, непосредственным мотивом ведения экономической деятельности в экономиках советского типа (с жестким административным контролем за выпуском и ценами) является расширение масштабов производства. При этом ни качество выпуска, ни эффективность производства не играют существенной роли, по крайней мере, на стадии реализации планов. Такая экономика обладает встроенными коренными пороками, рано или поздно ставящими пределы ее развитию. Вот два из них - отрыв производства от реальных потребностей общества и высокую ресурсоемкость экономики, снижение которой на определенной стадии становится непреодолимой задачей. Цены на ресурсы, товары и услуги играли слабую регулирующую роль в бывшем СССР. Такая роль, возможно, в какой-то мере проявляла себя лишь на стадии составлении планов, когда цены служили ориентиром для плановых органов. На стадии выполнения планов их роль сводилась лишь к фискальным и перераспределительным функциям. С этих позиций можно утверждать, что цены очень слабо отражали действительную ценность хозяйственных ресурсов, товаров и услуг. Политика занижения цен на производственные ресурсы (в том числе на рабочую силу), товары производственного потребления, материальные услуги позволяла завышать рентабельность предприятий. Эта политика упрощала формирование фондов накопления и должна была помочь повысить норму накопления для ускорения экономического роста. Однако это же служило дополнительным фактором, тормозящим рост эффективности использования ресурсов. Так, например, энергоемкость национального дохода в последние два десятилетия существования Советского Союза если и снижалась, то не как результат специальных мер, а как "побочный продукт" роста масштабов производства и структурных сдвигов. Все это привело к накоплению серьезных диспропорций в советской экономике. Причем в данном контексте понятие диспропорции используется не столько в смысле несоответствия отдельных элементов хозяйства друг другу, хотя и это имело место, сколько в смысле их общего отрыва от реальных потребностей общества, а если говорить о ценах - от действительных общественных издержек. ............ |