РЕФЕРАТ
по курсу «Антикризисное управление»
по теме: «Кризисы: виды, тенденции возникновения и разрешения»
1. Кризисы в социально-экономическом развитии
Слово «кризис» происходит от греческого слова «crisis», которое означает «приговор, решение по какому-либо вопросу, или в сомнительной ситуации».
Также может означать «выход, решение конфликта (к примеру, военного)». Но современное значение слова наиболее частое применение находит у Гиппократа и врачей: и кризис означает решающую фазу развития болезни.
Экономический кризис можно определить как «экономическое негативное явление, при котором массово возникает опасность для экономической жизни, действительности».
В микроэкономике используется понятие «кризис предприятия». В широком смысле это означает процесс, который ставит под угрозу существование предприятия.
Кризисы возникают при наличии, по крайней мере, двух условий: во-первых, факторы, вызывающие организационный кризис, должны воздействовать на всю организацию как целостную систему; во-вторых, доминирующее в организации мировоззрение оказывается не способным правильно отразить причинно-следственные отношения, порождающие угрозу кризиса, или создает защитных механизм, препятствующий осознанию истинных причин кризиса.
Можно выделить общие признаки кризиса:
· Неопределенность причин и последствий.
· Угрожает целостности и существованию организации.
· Ограниченное время на сбор информации и локализацию последствий кризиса.
· Модификация или даже парализация работы команды топ-менеджеров.
· Необходимость быстрого принятия управленческих решений, имеющих важные последствия для организации.
· их последствия носят тяжелый характер для будущего задействованных в нем участников.
· они состоят из событий, которые создают новые условия для достижения успеха.
· они снижают контроль над событиями и их влиянием.
· они меняют отношения между участниками.
Возможно использовать следующую классификацию:
1. Стратегическое развитие предприятия. Здесь может идти речь о кризисе роста, стагнации или упадка.
2. Стадии жизненного цикла предприятия. В этом смысле возможно разделение на кризис основания, роста и старости.
3. Причины кризисов. Здесь возможно грубое разделение причин на экзогенные и эндогенные.
4. Агрегированное состояние. Различают латентный и острый кризисы.
5. Угроза целям предприятия. Обязательными предпосылками нормального состояния предприятия является:
а) поддержание платежеспособности;
б) исключение обременения предприятия долгами, т.е. превышения пассивов над активами.
С учетом системных целей возможно определение видов кризисов как кризисы стратегии, достижений (результатов) и ликвидности.
2. Тенденции возникновения и разрешения экономических кризисов
История показывает, что макроэкономические кризисы (застои, спады экономик) проявляются периодически. Каждые 7-11 лет возникают кризисы средних циклов.
Каждые 3,5 года – малые циклы, большие циклы – каждые 50 лет.
Один из основоположников теории циклов Н.Д. ............