Часть полного текста документа: Предмет "Экономика отраслевых рынков" Тема: "Крупная бытовая техника" Ольховенко Е.А. 4 курс г. Москва Рынок крупной бытовой техники, как и любой другой, который относится к сфере FMCG (Fast More Consumer Goods), напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Рынок крупной бытовой техники можно разделить на две составные части - отдельно стоящая и встроенная бытовая техника. В свою очередь здесь можно выделить несколько продуктовых групп: к отдельно стоящей технике - холодильники, стиральные и посудомоечные машины, плиты и т.д.; к встроенной технике - также холодильники, стиральные и посудомоечные машины, вытяжки, духовки и т.д. У каждой составной части есть свои особенности развития, так, например, рынок отдельно стоящей техники на данный момент в России является наиболее динамично развивающимся. До начала 90-х годов на рынке преимущественно преобладали марки российских производителей. В начале 90-х на рынок вышли иностранные производители бытовой техники. Российский рынок динамично рос в основном в крупных городах, таких Москва и С.-Петербург. В то время покупка бытовой техники иностранных марок - было прежде всего ради имиджа и престижа, именно поэтому размеры рынка были незначительными. После кризиса 1998 года рынки товаров длительного спроса (в том числе и бытовой техники) находились в достаточно плачевном состоянии, многие западные производители на время свернули свои программы продвижения в России, поскольку считали нецелесообразным инвестировать в рынок. Это продолжалось недолго, уже с середины 1999 года начался так называемый эффект импортозамещения, который привел к возрождению отечественного производства как крупной, так и мелкой бытовой техники. Возобновили работу заводы по выпуску холодильников "Бирюса" и "Позис", получили новый импульс многие заводы по производству бытовых плит - торговые марки "Де люкс", "Лысьва", "ЗВИ" и другие. Был построен завод по производству бытовых плит под торговой маркой "Дарина". А лидеры этого рынка - заводы "Стинол", "Атлант" и "Брестгазоаппарат" - нарастили объемы производства (имея загрузку мощностей от 80% до 100%). На основании последних маркетинговых исследований рынок товаров длительного спроса, в том числе бытовой техники, в 2001 году вырос на 7-10%, и будет расти по прогнозам до 2004 года (в среднем на 7-8% в год). Рост рынка холодильников в нынешнем году, возможно, достигнет 20%. Особенно активно развивается сегмент добротной и относительно недорогой техники, который представляют такие отечественные марки, как "Стинол", "Атлант", "Мир", "Бирюса" и т.д. Совсем иная ситуация в сегменте бытовых газовых плит - на них заметно вырос спрос, поскольку в большинстве российских домов плиты сильно обветшали и требуют замены. Из серьезных игроков в данном сегменте можно выделить следующих производителей: Белорусско-российское АО "Брестгазоаппарат" г. Брест (газовые и электрические плиты "Гефест"), ОАО "Дарина" г. Чайковский (газовые плиты "Газмаш-Дарина"). Ряд предприятий исчерпал свои производственные мощности, другие получили шанс существенно увеличить свои объемы и присутствие на отечественном рынке (это касается торговых марок "Дарина" - возможный рост от 30-70%, а также "Де люкс" - рост объемов на 20-50%). В то же время на растущий рынок нацелен ряд западных производителей - компания "Мерлони" успешно продвигает на российский рынок плиты торговой марки "Индезит" польской сборки. ............ |