Часть полного текста документа:Культовые памятники в западной части Херсонесского городища и "святые" Херсонеса А. И. Романчук В 1997 г. Крымская археологическая экспедиция провела свой сороковой полевой сезон. Прошло 40 лет со времени, когда первая группа студентов исторического факультета под руководством Евгения Георгиевича Сурова отправилась в Херсонес, чтобы принять участие в раскопках этого уникального памятника. Целью раскопок являлось выявление времени строительства рыбозасолочной цистерны, расположенной в северо-западной части Херсонесского городища. Стремление получить материалы для изучения одного из промыслов херсонитов было вызвано работой над архивными данными Е. Г. Сурова. Для тех, кто мало знаком с историей нашего университета, считаю необходимым напомнить, что во время Отечественной войны архив Херсонесского заповедника в результате эвакуации оказался в Свердловске. Студенты педагогического института, где тогда работал Е. Г. Суров, приводили в порядок архивные дела, которые перенесли путешествие в течение трех месяцев, а их руководитель, несмотря на все существовавшие в годы войны сложности, сумел собрать материалы для изучения рыбозасолочного промысла Херсонеса и высказал сомнение в традиционной точке зрения о том, что этот промысел возник в римское время и существовал до IV в. н. э. Первые участники раскопок в Херсонесе, изучая одну из цистерн, надеялись получить свидетельства о времени ее строительства. В северо-западном районе расположена также Западная базилика; она стала в последующем вторым объектом исследования созданной в 1958 г. Крымской экспедиции Уральского университета, у истоков которой стояли Е. Г. Суров и М. Я. Сюзюмов, последний полагал, что раскопки в Херсонесе - "Русской Помпее" - позволят проверить его теорию о развитии византийского города в период "темных веков". Настоящая заметка, в которой материалы первых лет раскопок и итоги последующих работ нашей экспедиции сопоставлены с некоторыми агиографическими памятниками, посвящена двум исследователям - Евгению Георгиевичу Сурову и Михаилу Яковлевичу Сюзюмову. Сообщаю также читателям, что в 24 - 29 марта 1998 г. состоялась конференция, посвященная юбилею экспедиции. Херсонес в позднеантичный и византийский периоды неоднократно использовался центральным правительством как место ссылки. Наиболее часто привлекаются в исторических штудиях данные о пребывании здесь папы Мартина, на основании двух писем которого из Херсонеса строятся доказательства об упадке, кризисном развитии экономики данного центра в VII в[1]. При анализе истории этого города достаточно часто упоминаются также сведения о ссылке в Херсон в конце VII в. императора Юстиниана I, его борьбе за престол с Варданом-Филиппиком, который при поддержке херсонитов сумел сменить статус ссыльного на императорскую корону. Обращение к истории иконоборчества заставляет вспомнить и то, что Херсон то становился местом, где гонимые иконоборцы надеялись найти приют, то превращался в место их изгнания, поскольку жители города были "глухи на истинную веру и подвержены всякому ветру", как характеризовал их один из монахов-иконопочитателей в начале IX в. Известны и другие ссыльные, например Лже-Диогенис, о котором писала Анна Комнина (XI в.), или братья Льва IV Хазарина (775 г.) и сановники, поддержавшие их заговор против правившего императора. Перечень тех, кто не по своей воле оказывался в Херсоне, можно продолжить. ............ |