Часть полного текста документа:Культовые природные территории и объекты Западного Прибайкалья В.В. Рябцев, А.Е. Турута , Прибайкальский национальный парк Прибайкалье отличает удивительное богатство природоохранных обычаев и традиций местного населения. Особенно наглядно это черта проявляется в районах, издавна заселённых наиболее многочисленным коренным народом - бурятами. Бережное отношение к природе здесь было закреплено в обычаях, обрядах и поверьях, как правило, связанных с шаманской верой. Каково же современное состояние наиболее ценных культовых территорий и объектов Западного Прибайкалья? В 1986 г. на западном побережье оз. Байкал был учреждён Прибайкальский национальный парк. Его площадь - 418 тыс. га, протяжённость байкальских побережий - 470 км. В состав парка вошёл байкальский остров Ольхон. Особую ценность представляют 110 тыс. га реликтовых степей, включённых в границы парка без изъятия из хозяйственного использования. В парке постоянно проживают около 15 тыс. человек. Наиболее высока плотность населения в пределах Ольхонского района (северная половина парка). Значительную его долю составляют коренные местные жители - буряты. Именно эта территория долгие века являлась оплотом шаманской религии, а остров Ольхон - даже своеобразной "столицей" шаманизма, местом пребывания самых могущественных шаманов и мифического главы шаманской веры. Уникальное геологическое образование - ольхонский мыс Бурхан - считается сакральным "сердцем" великого озера. Ещё академик И.Г. Георги (1772), посетивший этот остров, отметил, что нигде не приносились в таком изобилии жертвы, как здесь. "Хозяин Ольхона" почитался самым грозным байкальским божеством. Его местообитанием считалась пещера на мысе Бурхан. Следы древних жертвоприношений сохранились здесь до наших дней. В.А. Обручев, производя в 1889 г. геологические исследования на Ольхоне, писал: "Всего примечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере; мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колесах, а только верхом или на санях; если в одном из родов есть покойник, членам этого рода запрещается проезжать мимо пещеры в течение определённого времени" (1890). Женщинам вообще запрещалось приближаться к мысу. П.Е. Кулаков, автор одного из самых обстоятельных очерков об Ольхоне, писал: "Ни около горы Ижимэй, ни около Пещерного мыса и находящегося вблизи него священного леса не смеют ходить буряты: если в священный лес зайдёт скот, то и пастух не смеет зайти туда, чтобы выгнать скотину, даже если зверь нападет на неё. Такое запрещение связано с тем, что... можно осквернить священное место каким-нибудь нехорошим помыслом или делом" (1898). Но всё это в прошлом. В 1930-х гг. "рыбацкая столица Ольхона" - пос. Хужир - как бы в насмешку над древними обычаями был построен как раз рядом со священным мысом. Позднее был построен пирс, а в 1970-х гг. - нефтебаза. Почитаемая веками скала во второй половине ХХ в. покрылась нанесёнными краской надписями ("здесь был..." и т.п.). Лишь в последние годы ситуация стала меняться к лучшему. В 1998 г. была ликвидирована нефтебаза (пирс разобрали ещё раньше). В 2000 г. в рамках проекта Глобального экологического фонда "Сохранение биоразнообразия" (компонент "Байкальский регион") общественная организация "Экология и здоровье" (г. Иркутск) совместно с Прибайкальским парком провела работу по рекультивации участка, примыкающего к мысу. ............ |