Часть полного текста документа:Культура как самоподобная гештальт-система A. Deichsel Теория систем наглядно описала структуры жизни и тем самым представила живые системы как единство во множестве и множество в единстве. Их сила направлена как во внутренний, так и во внешний мир, для социолога она представляет собой психическую и социальную энергию [1]. Их авто-поэтическое возникновение уже хорошо исследовано, равно как и значение границы для продолжительности их жизни. Аристотель охарактеризовал их как "энтелехтичные", Лейбниц - как монады, монады без окон. Обоснования продемонстрированы, следствия разъяснены. Поле взаимосвязей в достаточной мере очерчено. Системнотеоретический взгляд на живую систему позволяет сделать важные выводы, в частности, о ее возникновении, организации и функционировании в окружающей среде, однако такой подход не учитывает одно субстанциальное качество живых систем - их гештальт. Система живет всегда и только в виде уникального гештальта В дополнение к содержанию системы гештальт подразумевает индивидуальный облик каждой живой системы в Универсуме. Жизнь предстает перед человеком в повседневности не в виде структуры или органиграммы, а всегда в виде гештальта - в гештальте (внешнем образе) конкретных проявлений живого существа, например, его тела, его расцветки, его двигательной силы, его строительной деятельности, его способов размножения, его поведения по отношению к особям своего вида и т.д. и т.п. Понятие гештальта формирует эмпирическую индивидуальность всего живого. Это верно и относительно окультуренной природы. Человек представляет собой машину формирования гештальтов. Он должен непрерывно формировать гештальтные сущности. Гештальт - это единственная человеческая потребность, ибо все другие потребности, такие как голод, борьба за выживание, размножение, свойственны не только человеку, но и другим живым существам. В процессе последовательных мутаций, который мы уже не можем реконструировать детально, человек вырвался из узкого спектра формирования гештальтов, свойственного, например, розе или дрозду, кристаллу или обезьяне, и заменил его самопорождающими силами формирования гештальтов. Они вынуждают человека самостоятельно вырабатывать гештальт, что он и делает в бесконечном разнообразии. Истерия как судорога формирования гештальта представляет собой столь же яркое свидетельство этого разнообразия, как и любая культурная форма. Естествоиспытатель Вольфганг Гете, вероятно, первым увидел в индивидуальных телах действие чего-то, что он хотел выразить в слове "гештальт". В рамках своего морфологического учения он впервые рассмотрел это явление жизни в научном контексте. Из слова "гештальт", наполнив его фиксированным и определяющим значением, он создал понятие. С помощью этой духовной линзы он по-новому описал старое содержание. В реальном, которое в этом отношении было до тех пор аморфным и диффузным, он открыл важную для культуролога реальность: в постоянно преобразующихся телесных целостностях он увидел эстетические структуры. Во вступлении к своей работе о морфологии [2], то есть, о теории гештальтов, он пишет: "Для описания комплекса бытия какого-либо реального существа немец использует понятие гештальт. ............ |