Часть полного текста документа:Культура периода создания русского централизованного государства (вторая половина ХIII - начало XIV в.) Монголо-татарское нашествие наложило на русскую культуру неизгладимый отпечаток. По свежим его следам были созданы "Слово о погибели русской земли", "Повесть о разорении Рязани Батыем" и др. произведения, в которых оплакивалась Русь и воспевались ее защитники. Историческая победа над татарами в 1380 г. вызывает к жизни в конце XIV - нач. XV в. летописное сказание о Куликовской битве, "Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщину" Софрония Рязанского, стилистически близкую "Слову о полку Игореве". Отметим и очень популярные на Руси "хожения" - описание путешествий, и прежде всего знаменитое "Хождение за три моря" (в Индию) тверского купца Афанасия Никитина (втор. пол. XV в.). Мощное воздействие на литературу оказало возвышение Москвы. С конца XIV в. возрождается общерусское летописание, прославлявшее деяния московских князей и порицавшее их врагов. В XV в. в литературе все настойчивее подчеркивается избранность Москвы и ее князей. В "Сказании о князьях Владимирских" проводилась идея преемственности власти московских государей от византийских и, более того, римских императоров. Конец XV - нач. XVI в. ознаменованы серьезными религиозными спорами. В 1480-х гг. в Новгороде, а затем и в Москве проявляет себя еретическое движение "жидовствующих", направленное против официальной церкви. Еретики отрицали основные церковные догматы, требовали уничтожения церковной иерархии, монашества и конфискации церковных земель. Последнее требование на какое-то время обеспечило им поддержку великокняжеской власти; однако в 1490г. церковный собор осудил ересь. В то же время внутри самой церкви сформировалось течение "нестяжательства", вожди которого монахи пустынники Нил Сорский и Вассиан Патрикеев стремились поднять авторитет духовенства отказом от собственности, аскетизмом и нравственным самосовершенствованием. Им противостояли иосифляне во главе с игуменом Полоцкого монастыря Иосифом, выступавшие за материально сильную церковь. В начале XVI в. "нестяжатели" осуждены церковным собором как еретики. Архитектура после нашествия монголов переживала период упадка. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия. Лишь с начала XVI в. оно постепенно возрождается, в основном в Новгороде и Пскове, относительно Слабо пострадавших от нашествия, и в Москве. В Новгороде форма церквей еще больше упрощается, она удивительно пластична и выразительна (церкви Николы на Липне, Спаса на Ковалеве, Успения на Болотове). Появляются и памятники, отличающиеся богатством внешнего Декора (церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине). Неповторимое своеобразие псковским Церквам придавали особые звонницы, возводимые над фасадом церкви или в стороне от него (церкви Василия на Горке, Георгия со Взвоза). В Москве своеобразным символом ее возвышения стал белокаменный Кремль (1367). Однако по-настоящему грандиозное строительство разворачивается здесь во втор. пол. XV - нач. XVI в. Итальянскими мастерами (П. А. Солари и др.) возводятся новые кирпичные стены Кремля - более 2 км с 18 башнями. На Соборной площади Кремля Аристотель Фиораванти строит Успенский собор; Алевиз Новый - Архангельский; русские мастера возводят Благовещенский собор; Солари и Руффо дополняют этот ансамбль Грановитой палатой. ............ |