Культура "Развитого социализма" (1964-1985 гг.)
1. В 1970-1980-е гг. благоприятные демографические факторы создали условия для динамичного развития системы школьного образования.
Вновь вводилась одиннадцатилетняя школа и возвращалась подготовка учащихся к возможной будущей профессии. Выполнение плана комплектования профессионально-технических училищ выпускниками 8-х классов объявлялось "главным показателем" эффективности работы общеобразовательных школ. Подготовка квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведения в 1965 г. составила 1100 тыс. чел., а к середине 1980-х гг. превысила 2,5 млн чел. Выпуск специалистов в системе средних специальных учебных заведений за 1960-1980-е гг. увеличился с 290 тыс. до 721 тыс. человек.
Изменения коснулись и системы высшего образования. Число университетов за 1960-1980-е гг. увеличилось вдвое, а выпуск специалистов составил в 1960 г. - 20,7 тыс., в 1980 г. - 160 тыс. человек. Впрочем, конкурс на вступительных экзаменах за эти годы сократился: 230 заявлений на 100 мест - в 1960 г.; 188 заявлений - в 1980 г.
В системе образования в условиях нараставшего общественного кризиса остро встали проблемы поиска новой модели школы. Попытки внедрения "педагогики сотрудничества" были предприняты учителями-экспериментаторами: Ш. Амонашвили, И. Волковым, Е. Ильиным, С. Лысенковой, В. Шаталовым.
Развитие науки обеспечивалось, прежде всего, за счет существенного увеличения численности кадров. Однако количество лауреатов Нобелевских премий за выдающиеся научные достижения свидетельствовали, что реальный вклад советских ученых в мировую науку снижался: число ученых СССР по отношению к ученым США, получившим Нобелевскую премию, в 1946-1960 гг. было 10,8 %; в 1961-1975 гг. - 7,3 %; в 1976-1985 гг. - 2,5 %.
Приоритет оборонных и политических целей привел к искажению рациональной структуры науки. От 50 до 75 % государственных ассигнований на науку до 1985 г. шло на военные исследования. Разработки, не связанные с "оборонкой", редко достигали мировых аналогов.
Вместе с тем, в начале 1980-х г. были обозначены новые научно-технические приоритеты, началось исследование комплексных программ: решение проблем экологии и энергетики, создание новых основ взаимоотношений человека с окружающей средой и др. Программа "Экология", например, предусматривала исследования по снижению вредного воздействия энергетических объектов на окружающую среду и разработку экологически чистых технологий. В рамках этой программы велись исследования, связанные с безопасностью ядерной энергетики.
Другая группа программ предусматривала разработку физико-химических основ биологии и биотехнологии, исследовались возможности получения высокоурожайных растений, новых средств, устойчивых к заболеваниям и неблагоприятным погодным условиям. Это направление включало также изучение способов активизации жизнедеятельности человека и повышения его трудоспособности, разработку методов комплексной оценки состояния и запасов важнейших и перспективных видов ресурсов страны, основ охраны генофонда видов растений и животных.
Некоторые программы были определены в качестве приоритетных по признакам возможного научного и технологического прорыва:
разработка научных принципов создания устройств для электроники и оптоэлектроники нового поколения;
разработка новых методов исследования основных законов строения материи на ультрамикроскопическом уровне.
В фундаментальных исследованиях приоритеты были отданы изучению Мирового океана, космоса, строения Земли. ............