Часть полного текста документа:Культура речи менеджера: теоретические аксиомы и прикладные вопросы программы обучения Л.Г. Антонова Менеджмент - особая область профессиональной коммуникации, где специалист должен прежде всего овладеть базовыми знаниями основ теории и практики коммуникации: от теоретических аксиом коммуникативистики, законов эффективного общения, принципов профессиональной этики до практических моделей основных жанров речи, обслуживающих профессионально-ориентированную коммуникацию. К сожалению, в системе вузовской подготовки специалиста в области менеджмента не всегда с должным вниманием относятся к разработке специальных программ коммуникативного направления. Вместе с тем эти коммуникативно ориентированные курсы могут быть представлены как региональный компонент или как курсы, дисциплины по выбору и в блоке общепрофессиональных дисциплин, и в блоке специальных дисциплин в учебном плане подготовки специалиста в области менеджмента. В первую очередь в теоретический блок программы необходимо включить аксиоматические понятия современной коммуникативистики. Современная языковая личность делового социума живет в медиапространстве: ее окружают, на нее воздействуют информационные потоки, порожденные событиями и псевдособытиями массовой коммуникации; от нее требуют с определенной периодичностью и частотностью реагировать на получаемую информацию (отбирать, отслеживать для себя нужное, оценивать, проводя конструктивный анализ, достоинства и недостатки); выступать "передатчиком", "референтом" полученной информации. Все эти современные явления новой парадигмы отношений: человек - информация - общество - создают прецедент значимости для современной языковой личности определенной суммы знаний и умений о способах и средствах восприятия, переработки, транслирования информации в условиях медиапространства. На стыке нескольких областей знаний, изучающих процессы взаимодействия языковой личности и массовой информации, возникает понятие "медиаграмотность". В настоящее время в связи с расширенными возможностями теле- и радиовещания, электронных средств информации выдвигаются более жесткие требования к потребителю информационного продукта массовой коммуникации: ему вменяют в обязанность грамотно "считывать" информацию, быть готовым к оценке имплицитной информации; умело конструировать логико-смысловые отношения внутри информационных потоков, уметь противостоять "недостоверности" и открытой "провокативности" информации; уметь защищать себя и окружающих от "информационного насилия", безнравственности, антидуховности. Таким образом, ответственность за качество состояния дискурса в современном меди-апространстве должны разделить создатели и потребители информации. Медиа-грамотность, обязательное условие грамотного и эффективного поведения в условиях современной информосферы, в которую включена деловая личность, предполагает определенную сумму знаний, соотнесенную с понятием "коммуникативная компетентность", и набор инструментальных техник, позволяющих оценить качество предлагаемого информационного продукта. Медиаграмотность должна пониматься и в более широком смысле: как процесс осмысленного коммуникативного дискурса в рамках массовой культуры; образ мышления, который отличает не потребителя информации, а языковую личность с задатками медиума, включенную в процесс медиаобразова-ния и постигшую язык (грамматику) ме-диакультуры. Вторая теоретическая аксиома курса подготовки менеджера связана с понятием "риторика образа", введенным в научный обиход Роланом Бартом. ............ |