Часть полного текста документа:КУЛЬТУРА В (X-XIV) ВЕКАХ План: 1. Школа, наука 2. Народное творчество, литература 3. Искусство Несмотря на опустошительные нашествия иноземных захватчиков, армянская культура не переставала развиваться и в X-XIV вв. Правда, церковно-феодальная идеология продолжает сохранять господствующее положение, но в то же время формируется новое прогрессивное течение, выражающее чаяния и интересы сословия горожан-ремесленников купцов и вообще низших слоев общества. Культура в значительной степени приобрела светский характер, неся на себе глубокий отпечаток современной экономической и общественной жизни страны. Светские и социальные мотивы все чаще проникают литературу и различные отрасли искусства. В них иногда отражается тяжелое положение трудящихся, их нищета, алчность власть имущих. Это новое явление было связано развитием городской жизни, углублением социального расслоения и ростом крестьянского движения. В этот период одним из основных очагов армянской культуры стало Киликийское армянское государство, где было создано немало замечательных памятников литературы и искусства. 1. Школа, наука В X-XIV веках, как и раньше, начальные школы действовали в основном при церквах и монастырях. Однако наряду с ними в городах иногда открывались разного рода светские учебные заведения. Крупными культурными центрами являлись школы высшего типа, которые назывались "вардапетараны". В них кроме богословских предметов, преподавались также математика, астрономия, геометрия, история, география, грамматика, музыка, философия, риторика и т. д. Выпускники этих школ получали разностороннее образование, владели языками. Многие из них стали известными деятелями культуры, учеными, педагогами, писателями, художниками. Среди армянских высших школ особенно славились вардапетараны Ани (XI-XIII вв.), Сиса (XII-XIII вв.) и частности Гладзора (XIII-XIV вв.), Татева (XIV-XV вв.), являвшиеся университетами того времени. Их педагоги-лекторы Григор Магистрос, Ованнес Саркаваг, Есаи Нчеци" Ованнес Воротнеци, Григор Татеваци и другие были видным представителями армянской средневековой науки, литературы и искусства. В области науки развивались особенно философия, правоведение и историография. В развитии средневековой армянской философии велика роль Григора Магистроса (990- 1058), выдающегося мыслителя и ученого своего времени. Этот крупный феодал был большим знатоком философии, литературы, естественных наук, богословия. В своих взглядах Магистрос в значительной степени следовал античной философии, стремясь приспособить ее к учению христианской церкви. Он придавал большое значение активной деятельности и разуму человека. Его письма (около 90), известные в армянской литературе под названием "Посланий Магистроса", богаты философскими рассуждениями. Автор затрагивает в них также общественные, догматические, научные, педагогические и иные вопросы. Магистрос был крупным представителем неоплатонизма в армянской действительности. Новый этап развития философской мысли в Армении наступил в XIII-XIV веках, когда появились видные сторонники номинализма-Ваграм Рабуни, Иоанн Воротнеци, Григор Татеваци. Ваграм Рабуни (XIII в.) в ряде философских трудов- "Анализ (введения) Порфирия", "Анализ "Категорий" Аристотеля" и др. защищает учение Аристотеля. Следуя великому философу, он признает существование внешнего мира независимо от сознания людей и возможность его познания. ............ |