ГОУ ВПО
Красноярский государственный медицинский университет им. профессора Войно-Ясенецкого
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра философии, этики, эстетики и медицинской деонтологии с курсом полит. социологии
Контрольная работа по культурологии
Тема: «Культура Возрождения»
Красноярск 2009
ПЛАН:
Введение
1. Роль искусства
2. Философия и религия
3. Гуманизм
4. Новые виды и жанры
5. Итоги Возрождения
Список используемой литературы
Введение
ВОЗРОЖДЕНИЕ (реннесанс) – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и центральной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение» его влияния на культуру (отсюда происходит и название всего периода). Вместе с тем культура Возрождения – это переход от средневековья к новому времени. Поэтому в ней так тесно переплелось старое и новое.
Границы этого периода в разных странах различны. Так, в Италии Возрождением называют 14 – 16 века, а в других европейских странах – 15-16 века. Обычно принято выделять итальянское Предвозрождение (рубеж 13-14 веков), Раннее Возрождение (15 век), Высокое (конец 15 – начало 16 веков) и Позднее Возрождение (16 век).
1. РОЛЬ ИСКУССТВА
Возрождение самоопределилось, прежде всего, в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех, в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, формированием абсолютной монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания и т.д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка». Это расцвет «возродил» античную художественную мудрость. Именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissanse и все его европейские аналоги) Джорджо Вазари – итальянский живописец, архитектор, историк искусства.
При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. В эпоху Возрождения в архитектуре происходит возвращение к принципам и формам античного, а в живописи и ваянии, кроме того – сближением художников с природой, ближайшим вникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.
15 век был временем формирования национальных художественных школ, искусство которых так же было обращено к окружающему миру. В Германии это было связано с реформацией – антикатолическим движением, в котором принимали участие самые различные слои общества. Поэтому для искусства немецкого Возрождения характерно широкое развитие графики – наиболее массового и доступного народу вида искусства (А. Дюрэр). Во Франции – развитие карандашного портрета (Клуэ). Общим является стремление изображать конкретных людей, современников, наблюдать за природой и воспевать ее красоту. ............