Содержание:
Введение..................................................................................................2
Глава I: Культура XIV – XV в.в.
Фольклор. Литература..........................................................................3
Зодчество. Живопись............................................................................5
Глава II: Культура конца XV – начала XVI
Фольклор................................................................................................7
Просвещение.........................................................................................8
Научные знания....................................................................................9
Литература. Историческая и поэтическая мысль.............................10
Архитектура. Живопись......................................................................13
Заключение............................................................................................15
Список литературы...............................................................................16
Введение:
Особое место в истории занимает культура. На исходе Средневековья европейцы стали проявлять особый интерес к эпохе античности. Наиболее сильным этот интерес был в Италии, наследнице культуры Древнего Рима. Нередко здесь среди развалин древних городов и селений находили памятники искусства. Скульптура античных мастеров, даже повреждённая, поражала итальянцев XIV – XVI веков правдивым изображением силы и красоты человеческого тела. В центре искусства и культуры Древней Греции и Рима был человек – личность героя, атлета, воина, правите. Художники, скульпторы, писатели античности изображали людей с их земными страстями и печалями, победами и поражениями. Итальянские художники стремились в своём творчестве приблизительно к идеалам искусства античности. Так вместе с интересом к древности возрождается интерес к человеку, его природе, разуму, страстям.
Культура античности, которой увлекались гуманисты, была языческой. Поэтому христиане-гуманисты изображали языческих богов и героев – смелых и решительных, мужественных и отважных, хитрых и ловких, весёлых и жизнерадостных. Церковь обвиняла гуманистов в греховности и отступничестве от христианской веры. Она осуждала "языческий дух" творений поэтов, художников, скульпторов. В противовес им церковники утверждали, что человек – "мерзкая оболочка" души, обречённая в жизни на страдания. Гуманисты ценили разум человека, его способность творить.
Рассмотрим культуру XIV – XVI веков на примере фольклора, литературы, живописи.
Культура XIV – XV вв.
Фольклор. Устное народное творчество - былины, песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры, обрядовая и иная поэзия – отразило представление русских людей о своём прошлом, окружающем мире. Былины о Василии Буслаевиче и Садко воспевают Новгород с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в заморские страны.
Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, в образе которого укладываются черты двух великих русских князей: Владимира Святославича и Владимира Мономаха; об Илье Муромце и других богатырях земли Русской. В былинах кроме фактов древнерусской истории отражаются и более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликовом, освобождение от ига Орды.
Фольклорные черты имеют многие сказания – о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чолхана и его отряда:
«И бысть между ими же бой. ............