Реферат
«Культура Западной Европы»
1. Реформация и контрреформация
Если в Италии распад средневековья в духовной сфере выразился в возрастании интереса к античным авторам, а иногда и в возвращении к язычеству, то в Западной Европе новое мышление обратилось, прежде всего, к Библии. Итальянцы настолько плотно слились с католической церковью, что и не думали о каком-либо ее улучшении или реформировании, но меняющееся мировоззрение западноевропейцев прежде всего атаковало католичество.
Идеология классического средневековья была построена на идее универсальной монархии, единого общеевропейского католического государства, некоего наследника Римской империи. Однако с течением времени отдельные государства перестали быть просто владениями феодального сеньора с короной, а превратились в национальные образования, которые не желали политически зависеть от кого-либо. Тогда католическая церковь стала постепенно приобретать национальные черты.
Тем не менее, само по себе католичество не отвечало новому мировоззрению рождающегося капитализма, который искал новую веру, близкую ему по восприятию мира и способную удовлетворить его душевные потребности. Протестанты отвергали богатое убранство католических соборов не потому, что им было жалко денег на украшение храмов, а потому что их рационалистическое сознание и психология не могли воспринять столь бессмысленную по их мнению роскошь. Зачем молиться статуе или картине, когда Бог всесилен, и с ним можно разговаривать напрямую?
Реформация расколола Европу на две части не только политически, но и психологически. Там, где по-прежнему господствовало средневековое сознание, католичество выжило, пройдя ряд изменений. Однако эти страны оказались обречены либо на вторые роли, либо на вызванные нестерпимой нищетой и бесправием кровавые революции, покончившие с религией вообще. Там же, где капитализм смог закрепиться и заработать в полную силу, меняя образ мысли и жизни людей, католицизму нечего было делать и его место рано или поздно занимало протестантство. Такие страны были намного богаче своих католических соседей, имели мощную продуктивную экономику, и уровень жизни там был несравненно лучше.
Главный постулат Реформации гласил: между каждым человеком и Богом существует прямая и неразрывная связь. Всякий человек может познать Бога и его волю без посредников, каковыми являлись католические священники. Если же, как учит Библия, Бог воплощается в личности каждого, то человек способен действовать самостоятельно как божественная разумная сила.
В октябре 1517 года Мартин Лютер объявил свои знаменитые «95 тезисов», которые положили начало Реформации католической церкви. Лютер отвергал власть и авторитет Папы, что в принципе было не ново и отражало интересы национального государства. Главным же постулатом лютеранства стало «оправдание верой» — спасения можно достигнуть только искренней верой в Христа, добрые же Дела не являются здесь определяющим фактором и должны совершаться сами собой как вполне естественная вещь, заложенная в природе человека.
Одной из своих главных задач Мартин Лютер видел в переводе Библии на немецкий язык, чтобы сделать ее доступной каждому верующему. В этой работе ему помогал профессор греческой филологии Филипп Меланхтон. ............