Часть полного текста документа:Культурная и церковная политика советской власти Вдовин А.И. Культурная политика Советской власти В советской исторической науке широко использовался термин "культурная революция". Под ним понимали коренной переворот в духовной жизни общества, произошедший в России после Октября 1917 г. При этом обращалось внимание почти исключительно на положительные последствия перемен в идеологической жизни, образовании, науке, художественном творчестве. Сейчас же, напротив, многие авторы избегают писать о культурной революции. И такой отказ представляется не вполне корректным. Большевистские преобразования в области культуры носили действительно революционный характер, качественно отличались от культурной практики как старой России, так и других государств. Поэтому под "культурной революцией" следует понимать исторически конкретный тип политики, который предопределил условия и содержание духовного развития российского общества после 1917 г. Содержанием "культурной революции" были утверждение социалистической идеологии в качестве единой мировоззренческой основы всех советских граждан и широкая демократизация культурной жизни. А демократизация представлялась и как просвещение народа, и как его вовлечение в создание культурных ценностей. Этот путь отмечен не только несомненными достижениями, но и значительными потерями. На культурную политику Советской власти 1917-1920 гг. оказывали влияние теоретические представления большевиков о роли и задачах культуры, обстановка острейшего противостояния Гражданской войны, а также состояние социокультурного раскола, в котором находилось российское общество с начала XX в. В своих взглядах на культуру В. И. Ленин продолжал линию российской революционной эстетики. Он полагал, что искусство призвано отражать жизнь с позиций определенных классов, способствовать изменению отживших порядков. С этой точки зрения вождь и литературу, и другие виды художественного творчества рассматривал как часть "общепролетарского дела" борьбы против буржуазии и помещиков. А поскольку интересы рабочих и капиталистов несовместимы, то из прошлого необходимо брать лишь "освободительные элементы культуры", связанные с творчеством и деятельностью революционеров. Опираясь на такой подход, Ленин сформулировал теорию "двух культур", существующих в каждой национальной культуре. Он выделял, с одной стороны, "буржуазную", "помещичью", с другой - "пролетарскую культуру". Из этого следовал вывод, что само понимание единой национальной культуры - ложное, национальной же культуры не существует. Причем непролетарскую культуру он ставит в кавычки, отказывая ей в праве считаться таковой. При этом "реакционная" культура, по Ленину ("помещичья", "буржуазная", "черносотенная") - национальна, а "прогрессивная" культура пролетариата - интернациональна. В ленинском подходе всей культуре, за вычетом пролетарской, объявлялась "беспощадная", "непримиримая" борьба. Ленин гордился тем, что великорусская нация дала "человечеству великие образцы борьбы за свободу и социализм", то есть культуру он приравнивает к борьбе. Такой методологический подход ставил перед победившей большевистской властью практически неразрешимую задачу: из всей дореволюционной культуры предстояло "вырезать" ее пролетарские части, подавив при этом непролетарские. ............ |