Культурная жизнь России в царствование Екатерины II (1762-1796).
В годы правления Екатерины II подводились итоги попыткам европеизации русской жизни, предпринятым Петром Великим и его сподвижниками. Екатерина, немецкая принцесса, захватившая власть путем переворота, считала себя прямой продолжательницей дела Петра и воздвигла ему знаменитый памятник работы Фальконе, символически изображавший движении России по пути реформ под водительством монарха. Как и Петр, Екатерина сильно влияла на своих современников, будучи для них образцом и в трудах, и в славолюбии, и в безнравственности. Ее влияние было даже более глубоким, потому что она стояла ближе к окружающей ее среде, следовать ее примеру было легче и выгоднее.
Вослед своему предшественнику Екатерина ставила перед Россией цель не только достичь европейского уровня, но и далеко превзойти его. В понимании императрицы как ученицы просветителей, которая переписывалась с Вольтером и встречалась с Дидро, истинной целью было достижение «блага всех и каждого». «Безумное и мудрое», по словам Радищева, 18 столетье в первую очередь обосновывало право человека на счастье, но каждый мыслитель выдвигал свое понимание счастья и путей его достижения. В послепетровскую эпоху в России приобрело популярность упрощенно понятое вольтерьянство с его скептическим отношением к религии и морали и восприятием жизни как ограниченного разумом наслаждения. Религия и нравственность предполагались необходимыми только для низших классов общества, а в высших классах господствовала доходящая до цинизма двойная мораль. Сама по себе Екатерина была также человеком двойной морали, как в личной жизни, так и в политике. Разум, однако, подсказывал ей разрушительность такой нравственной системы для окружавшего трон дворянства. Как и Петр, она всячески пропагандировала в среде дворян идеи служения oтечеству, славы, доблести, чести, сочетавшиеся в некоторое единство «труда и триумфа». Успехи в гражданских и военных делах сопровождались грандиозными празднествами, на одном из которых государыня являлась в образе «Торжествующей Минервы». Это было не случайно, так какая главным видом труда Екатерина полагала труд законодателя. Императрица считала себя ученицей Монтескье и других теоретиков «естественного права», которые видели цель государственного управления в том, чтобы привести законы в соответствии с требованиями Разума и природой человека.
Царствование Екатерины началось с созыва комиссии по законотворчеству. Для комиссии императрица написала отмеченный сильным влиянием Монтескье знаменитый «Наказ», с которого по существу начинается сознательное отношение русского общества к опыту Европы и в котором россиянам была обещана свобода, ограниченная законом, согласным с разумом и нравственностью. В «Наказе» намечалась программа создания правового государства, которое могло бы быть образцом даже для Европы того времени. Правда, по важнейшему вопросу об освобождении крестьян «Наказ» воздерживался от решительных заявлений. Между тем, Дидро недвусмысленно говорил царице: «Душа раба оподлена. Не принадлежа самому себе, он не имеет интереса о себе заботиться, живет в грязи и нечистоте». Впрочем, как показала работа комиссии, общество было консервативнее царицы и не хотело слышать о нарушении сословных прав. Вместе с тем Екатерина не склонна была никак ограничивать самодержавие, хотя, как говорил тот же Дидро, худшие черты русского человека связаны с «долговременной привычкой к гнету». ............