Часть полного текста документа: Московский университет культуры и искусств Кафедра музееведения Культурно-бытовой облик учащихся общеобразовательной начальной и средней школы в XIX - начале XX века Курсовая работа студентки II курса, группы №280 И.Л. Максименко Научный руководитель: профессор Л.В. Беловинский Москва - 2003 Оглавление: I. Введение. Цели и задачи. Обзор источников и литературы 3 II. 13 1. Типы школ 13 2. Социальный состав 24 3. Программы 32 4. Воспитание 43 4.1. Ученик - Учитель 44 4.2. Ученик - Ученик 55 4.2.1. Старший ученик - младший ученик 55 4.2.2. Сверстники 58 5. Быт 63 5.1. Форма 63 5.2. Распорядок дня 67 5.3. Учеба 72 5.4. Перемена. Свободное время 76 5.5. Торжественные акты 79 5.6. Экзамены 82 6. Внеклассные интересы 89 6.1. Увлечения 89 6.2. Круг чтения 94 III. Заключение 102 Источники и литература 104 I. Введение. Цели и задачи. Обзор источников и литературы Тема данной курсовой работы посвящена ученикам, получавшим начальное и среднее образование в школах в рамках общеобразовательной программы. Тема ограничена периодом XIX и начала XX века, начиная с 1803/04 годов - времени коренной перестройки всей образовательной системы, и кончая 1917 года, когда школы вошли в качественно новую фазу своего развития (в 1918 году была образована единая трудовая школа). Тема актуальна потому, что в наше время получает распространение миф, будто бы в XIX - начале XX века те поколения высокообразованной интеллигенции, прошедших через школьное образование, формировались именно благодаря совершенству системы образования, и в частности существовавшего в то время в гимназиях принципа классицизма. Особенно популярны сегодня гимназии и лицеи. Поэтому цель данной работы - раскрыть культурно-бытовой облик учащихся общеобразовательной начальной и средней школы в XIX - начале XX века. В культурно-бытовой облик входит культура учащихся и их повседневный быт, и, что характерно практически только для них (так как личность их из-за возрастной специфики находится в постоянном развитии) - и воспитание учащихся. Поэтому для реализации цели данной работы поставлены следующие задачи: 1. выявить факторы формирования культурно-бытового облика учащихся - типы школ и находящиеся от них в тесной зависимости их программы и социальный состав учащихся; 2. рассмотреть, как воспитание влияло на учащегося (рассматривается влияние взрослых - учителя, директора, воспитателя, надзирателя, - и соучеников - как сверстников, так и разновозрастных); 3. всесторонне раскрыть повседневный быт учащегося (внешний облик, распорядок дня, уроки, перемены, праздники, экзамены), отдельно выделив внеклассные интересы учащихся (чтение и увлечения). В работе были использованы несколько типов источников. ............ |