Часть полного текста документа:Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия Курсовая работа Культурологические взгляды Н.К. Рериха По дисциплине: культурология Выполнила студентка ___группы ___курса Тибаровская Зоя Михайловна ____________________ (подпись) Руководитель ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ (должность, ФИО) _______________________ (оценка, подпись) Санкт-Петербург 2002 СОДЕРЖАНИЕ: Введение: страницы биографии Н.К. Рериха.........................................................3 1. Культура и цивилизация 1.1. Сущность русского народа................................................................. 1.2. Понятие культуры........................................................................... 2. Культура - энергетическое сердце космической эволюции.............................. Заключение......................................................................................... Список использованной литературы........................................................... ВВЕДЕНИЕ "... Мы имеем право совершенствовать прекрасные открытия лишь во имя культуры" (Н.К. Рерих. Держава света) Николай Константинович Рерих (Рёрих) - художник, философ, писатель, ученый, путешественник, общественный деятель - создатель оригинального нравственно-филосовского и религиозно-эстетического учения, в центре которого лежит культура. Родился в семье известного юриста, принадлежащей обрушившему датско-норвежскому роду, обосновавшемуся в России в начале 18 века. В доме Рериха часто бывали ученые, профессора Петербургского университета, писатели. Рерих много читал, увлекался историей, (особенно Древней Русью), мечтал о путешествиях. В 1891 году друг семьи скульптор М.О. Микешин обратил внимание на художественные особенности и склонность к рисованию Рериха и стал первым учителем будущего художника. В 1993 году Рерих окончил частную гимназию и поступил в Академию художеств и на юридический факультет Петербургского университета (где слушал полный курс исторических дисциплин). В Академии художеств Рерих попадает в мастерскую А. Куинджи, знакомится с художником и музыкальным критиком В. Стасовым, заведовавшим художественным отделом Публичной библиотеки. Под его влиянием Рерих начинает серьезно изучать древние рукописи, увлекается фольклором, знакомится с композиторами (Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и др.). Талантливый во всем Рерих начинает заниматься и литературным творчеством, причем во всех жанрах одновременно: стихи, рассказы, философские сказки и др. Первые литературные опусы Рериха одобряет Л. Толстой. В дальнейшем, литературное творчество, философия и религия Толстого, его позднее увлечение Востоком оказали глубокое влияние на Рериха. Под влиянием Толстого Рерих делает упор на принцип нравственного самоусовершенствования, духовного восхождения как основы культурной эволюции. Отталкиваясь от толстовского завета непротивления злу, Рерих с одной стороны отвергает насилие и осуждает войну, разъединен разрушение, бездуховность, с другой стороны - призывает сопротивляться злу (прежде всего духовными средствами). Он представляет историю становления и развития культуры как вечную борьбу света с тьмой, знания с невежеством, красоты с безобразием. Творческое влияние на Рериха оказали и Р. Вагнер, и Дж. Рескин, Достоевский, Гёте, Леонардо да Винчи - как универсальные гении, синтезирующие в своей деятельности различные виды творческого опыта - научного и художественного , философского и мистического, рационального и интуитивного. Свою жену Е.И. ............ |