Часть полного текста документа:Культурологический принцип в изучении географии Ярославской области. В.А.Щенев, кандидат педагогических наук, профессор, зав.кафедрой экономической географии ЯГПУ им.К.Д.Ушинского Культурология и культурологический подход как педагогическое явление стали особенно актуальны в 90-е годы нашего столетия в связи с переосмыслением целей общеобразовательной школы и переходом к личностно-ориентированному обучению. Образование - важнейшее средство развития учащихся. Реализация идеи личностно-ориентированного обучения привела к включению в учебные планы школ ряда новых учебных предметов, в том числе культурологии. Однако по мнению ряда специалистов ее выделение в учебных планах как средства формирования культуры личности не решает этой проблемы. Более эффективно, как считает И.Бестужев-Лада, изучение прикладной культурологии и надо говорить "о более органичном включении культурологических сюжетов во все существующие школьные предметы" [2]. И действительно, культурологический потенциал ряда учебных предметов, в том числе школьной географии, довольно значителен, но он еще не осмыслен и образовательные и развивающие возможности "географической культурологии" используются пока еще явно недостаточно и бессистемно. Возрастающий интерес к изучению географии культуры можно объяснить несколькими факторами: а) традиционное образование, главной целью которого было усвоение знаний, умений и навыков, постепенно переориентируется на развитие личности учащихся, ее творческих сторон. Знания, умения и навыки становятся средством их формирования. Ориентация на учет интересов и потребностей личности предполагает создание необходимых условий для овладения культурными ценностями; б) в настоящее время признается недостаточной ориентация только на умственное развитие учащихся. Подвергаются критике психологические теории, ограничивающиеся односторонним вниманием к умственному развитию детей, преувеличением его роли в учебном процессе и недооценкой развития эмоционально-образного мышления. Вполне очевидно, что в учебном процессе знание должно идти рука об руку с переживанием. В.С.Преображенский [8] подчеркивает уникальные возможности географии - в этом предмете с особой силой развиваются совместно и образное восприятие, и логическое мышление. Геокультурное содержание отличается повышенной эмоциональностью и привлекательностью для учащихся как за счет новизны изучаемого, так и доступности объектов изучения для непосредственного восприятия и возможности организовать практическую деятельность школьников; в) начавшимся процессом гуманитаризации образования, усилением внимания к человеку, миру людей. В школьной географии намечается отход от изучения населения как некой совокупности людей, живущих на той или иной территории. Так, в учебнике "География материков и океанов" (В.А.Коринская и др.), как правило, рассматриваются народы, населяющие материки, а не население, что позволяет раскрыть многие стороны географии культуры отдельных народов, особенности их быта, религиозные установки, отношение к природе и др. В настоящее время усиливается гуманитарное крыло географии; г) в школьной географии и особенно в изучении истории заметнее цивилизационное направление в познании прошлого и настоящего. ............ |