Часть полного текста документа:Кумб-мела Раз в двенадцать лет в индийском городе Удджайне становится по-настоящему тесно. Сюда в честь праздника Кумб-мела приезжают миллионы индусов со всей страны, чтобы совершить ритуальное омовение в священной реке Шипра. Паломники, прибывающие в город Удджайну со всей Индии, занимают места на набережной священной реки Шипры с вечера. Каждый хочет в праздник Кумб-мелы с первыми лучами солнца совершить ритуальное омовение. Полицейские пытаются не допустить давки. Их ли стараниями или благодаря вмешательству могущественных индуистских богов, серьезных эксцессов на празднике в Удджайне не случалось. Некоторые паломники приходят на набережную со свертками и даже чемоданами, в которых хранятся урны с прахом умерших родственников, чтобы во время Кумб-мелы развеять его над Шипрой. Кто-то не выдерживает и совершает омовение ночью. Но основная масса ждет восхода - на набережной или на высоких террасах ашрамов - это своего рода постоялые дворы для паломников. Те, кто не боится пропустить начало праздника, спят вповалку прямо на дворе ашрама. Раз в двенадцать лет в Удджайне становится по-настоящему тесно. Сюда приезжают люди со всей Индии, чтобы совершить ритуальное омовение на празднике Кумб-мела. Омовение начались еще вчера ночью и продолжаются до сих пор под неугомонный свист полицейских, охраняющих мероприятие. Кстати согласно древней индуистской традиции лучшее время для совершения омовения - с половины пятого утра до девяти. Основная часть праздника начинается в половине седьмого. Индусы верят, что омовение в священной реке смывает с человека грехи и очищает его душу. Шипра считается священной, потому что она -- младшая сестра "самой священной индуистской реки" Ганга. Войдя по пояс в воду, паломники шепотом произносят про себя главную индуистскую мантру Гаятри и погружаются с головой в воду. Чем больше погружений ты совершил, тем лучше, но как минимум их должно быть три. Многие еще и пьют воду из священной реки... В основе праздника - миф о кувшине, в котором содержалась вода, дарующая бессмертие. Древние индуистские боги охраняли этот кувшин от демонов, которые хотели заполучить его. Борьба между ними продолжалась двенадцать дней, что соответствует двенадцати человеческим годам. И в процессе этой борьбы четыре капли из этого кувшина упали на землю. Места, в которые они упали, стали священными. Одно из этих мест - город Уджайна. Река очищает. Возвышает. Просветляет. К берегам Шипры приходят и дряхлые старики и дети. Женщины входят в воду прямо в своих сари. Но есть и такие, кто ограничивается набедренной повязкой. Сунил, паломник: "Мы приходим сюда, чтобы смыть с себя грехи, которые совершили не только в этой, но и в предыдущей жизни". К.З.: "Получается, что очистить свою душу от грехов можно лишь раз в двенадцать лет?" Сунил: "Ну да. Здесь праздник Кумб-мела проходит каждые двенадцать лет. Но есть другие священные города в Индии, где также можно совершить омовение. К примеру, в городе Харидвар Кумб-мела проходит раз в три года". Полная Кумб-мела, она называется Пурна, проводится раз в двенадцать лет. Следующая за нею (половинная) - раз в шесть, есть такие, у которых цикл - три года... Маха, или великая Кумб-мела, проходит раз в сто сорок четыре года в городе Аллахабаде, стоящем на слиянии Ганга и Джамны! Эти праздники собирают миллионы верующих, и проблема обеспечения их безопасности встает весьма остро. ............ |