Часть полного текста документа:№1 Физика - это наука о наиболее общих свойствах и формах движения материи. (материя - вещество и поле (2 вида). Физика помогает познавать окружающий мир. Задача физики - исследовать закономерности физических явлений и находить способы применения этих явлений в жизни человека. Задача преподавателя не только знать физику, но и овладеть научно-обоснованным арсеналом приемов и способов передачи знаний учащимся. Требования к преподавателю: 1. знать предмет - ученый 2. уметь преподнести - педагог 3. быть артистом Методика преподавания физики занимается исследованием процесса и закономерностей, изучение основ физики, методов эффективного усвоения этих основ и приобретение учащимися практических умений и навыков предусмотренных программой. Методика физики - это педагогическая наука исследующая пути и средства обучения, его закономерности и пути и средства воспитания и развития учащихся. Основоположником физики является Знаменский А.П. Предмет методики физики - это теория и практика обучения основам физики. Предмет методики физики - это учебный процесс по физике. Объект МПФ - учащиеся и преподаватель. Главные функции МПФ : 1. общеобразовательная (учащиеся получают знания основ физики и приобретают умения и навыки использовать эти знания на практике). 2. Развивающая (развивает познавательные возможности: самостоятельно изучать новую литературу, ориентироваться в потоке научно-технической информации, учиться логически мыслить и переходить от логического мышления к диалектическому и творческому). 3. Воспитывающая (обучение физики служит базой для формирования научного мировоззрения, которое реализуется при раскрытии таких аспектов, как человек и труд, человек и машина). Компоненты обучения: 1. Содержание обучения(основы физики). 2. Преподавание (1. Деятельность учителя по созданию у учащегося мотивов обучения; 2. Деятельность учащегося по самостоятельной работе; 3. Изложение материала с помощью физического эксперимента и наглядных технических средств обучения) 3. Учение (деятельность учащихся включающая умственные и физические операции) 4. Материальные средства обучения (задачники, учебники, технические средства обучения) Задачи МПФ 1. Для чего учить - обоснование цели преподавания физики в школе и Вузе. 2. Чему учить - это определение и систематическое совершенствование содержания и структуры курса физики. 3. Как учить - это разработка, экспериментальная проверка и внедрение в практику обучения наиболее эффективных методов и приемов обучения, воспитания и развития учащихся, а также учебного оборудования для занятий по физике. МПФ рассматривает: Общие вопросы, которые включают а) цель изучения физики б) структура и содержание курса физики в) методы политехнического обучения г) связь обучения физики с практикой д) формы организации учебного процесса и внеклассная работа Специальные вопросы а) методика отдельных разделов и тем в физике б) способы проведения практических работ в) обеспечение преподавания наглядностью Методы исследования, применяемые в МПФ 1. содержательные 2. формализованные 1 а) Педагогическое наблюдение объект - учащийся, их действие при изучении нового материала, при выполнении лабораторных работ, при решении задач; - учитель при изложении курса физики - формирование у учащихся умений и навыков б) Документальное наблюдение (журналы, дневники, письменные работы ) Каждое научное наблюдение должно иметь четко сформулированную цель и заранее разработанный план. в) Педагогический эксперимент - это своеобразно сконструированный и осуществленный процесс обучения физики, который предполагает проведение педагогического наблюдения в контролируемых и поддающихся учету условиях согласно поставленных задач. Педагогическое наблюдение протекает в естественных условиях, а при педагогическом эксперименте происходит активное воздействие на процесс обучения путем создания специальных условий для обеспечения проверки цели эксперимента. ............ |