Анализ громадной, очень сложной исторической фигуры Кутузова иной раз тонет в пестрой массе фактов, рисующих войну 1812 г. в целом. Фигура Кутузова при этом если и не скрадывается вовсе, то иногда бледнеет, черты его как бы расплываются. Кутузов был русским героем, великим патриотом, великим полководцем, что известно всем, и великим дипломатом, что известно далеко не всем.
Кутузов является великим стратегом. Выявление же громадных заслуг Кутузова перед родиной затруднялось тем, что долгое время отход от Бородина до Тарутино, а за тем и до Вильно не рассматривался как глубокий и грандиозный план Кутузова о непрерывном контрнаступлении приведшего к полному сокрушению противника.
Ценные новые материалы побудили советских историков, занимающихся 1812 годом, приступить к выявлению своих недочетов и ошибок, пропусков и неточностей, к пересмотру сложившихся прежде мнений о стратегии Кутузова, о значении его контрнаступления.
В громадной новой (1946-го и последующих годов) «Британской энциклопедии» читаем о Кутузове следующее: «Он дал сражение при Бородине и потерпел поражение, но не решительное». А дальше: «Осторожное преследование противника старым генералом вызывало много критики». Вот и все. Эта оценка, особенно ее лаконизм, живо напоминает классические полторы строки о Суворове в одном из прежних изданий Малого Энциклопедического словаря Лярусса: «Суворов, Александр. 1730-1800. Русский генерал, разбитый генералом Массена». Когда и где? Об этом осторожно не упоминается по весьма понятной причине. Это — все, что французам полагается знать об Александре Суворове. Не менее обстоятельно сказано и о Кутузове: «Кутузов, Михаил, русский генерал, побежденный при Москве. 1745-1813». Вот и все. К этому следует прибавить и примечательный отзыв о Кутузове, принадлежащий акад. Луи Мадлэну, написавшему в 1934 г. во вступительной статье к изданию писем Наполеона к Марии-Луизе, что после Бородина Кутузов «имел бесстыдство (eut impudence) не считать себя побежденным».
Имя фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова пользуется заслуженной мировой известностью. Воспитанный на лучших традициях русского военного искусства, основы которого были заложены Петром I, Румянцевым и Суворовым, Кутузов в более сложных исторических условиях поднял русское военное искусство на новую, высшую ступень. Пятьдесят два года прослужил в рядах русской армии Михаил Илларионович Кутузов. Силой своего военного дарования, своим самоотверженным и тяжелым ратным трудом он добился крупнейших успехов, одержал множество побед, слава которых никогда не померкнет. Его полководческая деятельность является образцом патриотического служения Родине. Однако в дореволюционной военно-исторической литературе либо замалчивалось полководческое искусство Кутузова, либо Кутузов изображался только как последователь и подражатель Румянцева и Суворова. Конечно, влияние Румянцева и Суворова, их военной школы на формирование мировоззрения Кутузова было значительным. Этого не отрицал и сам Кутузов. Он часто говорил о своих предшественниках-полководцах как о великих людях и ссылался на них в своих приказах и обращениях к войскам. Под командованием Румянцева Кутузов участвовал в первой турецкой войне, где приобрел начальный боевой опыт. Влияние Суворова на Кутузова было еще более значительным. ............