1. Происхождение языка. Искусственные языки
Теории происхождения языка: - теория детского лепета как первичной знаковой системы, - междометная теория, - звукоподражательная теория, - теория трудовых выкриков. Современные исследователи считают, что зарождение языка произошло уже у пятикантропов. На ранней стадии средсва коммун-ии были пркр-ны к предметам, затем звуки разобщались и приоб-ли самост-сть.Мин. единица рчи – слог.
Ис-ные языки-спец.языки, в отличие от ест.языков, конструируемые цел-но, применяются для выполнения отдельных функций ест-го языка. Различают информационные языки и международно-вспомог-ные. «волапюк» - 1880 Шлейер. Эсперанто – самый известный, получил широкое распространение. Из поздних «интерлингва» 1922 Валь, новиаль 1928 Есперсон. По структуре: - априорные языки – на основе лог-х или эмпирических класс-ций понятий (ро\соль), - смешанные (волапюк), - языки, построенные на основе интернациональной лексики (эсперанто, идо, интерлингва)
2. Генеалогическая класс-ция языков
Г. класс-ция языков подраз-ет изучение и группировку языков на основании определения родств.связей между ними.,т.е.на основе происх-ния из предполагаемого праязыка. Каждая семья пр-дит из разошедшихся диалектов одного языка(латынь=>романские языки). Индоев-кие языки – первая яз.семья, которая объединила языки по их ген-ким связям. Составл-ние класс-ции (Шлегель, Боппо, Гумбольт): индийская (хинди, урду), - тохарская (армянский), - киммерийская (албанский, венецский), - греческая, - романская (испанский, порт.), - италийская, кельтская (ирландский, шотл.), - балтийская (литовский, латыш), - германская, славянская (юг-слав, зап-слав: чешский, польский, вост-слав: русский, украин, белор.). Между европейскими яз-ми сщ-т фонетич-е, морфем-е, орф-кие и др. различия. М.В. Ломоносов в труде о росс-м языке верно опред-лил типы слав-х языков.
3. Типол-кая классификация языков
Наука, из-щая сходства и различия в структурных особ-х родств-х и нерод-х языков, их взаимосвязи – типология. нач. развития – 19век. Шлегель, исходя из измен-й в корне: все языки – флексивные и аффлексирующие. Все типы яз-в нельзя подвести под эти 2 группы, поэтому введены аморфнве языки. Во фл-х: 2 возм-сти грам-го строя – синтетич-кие и аналитич-кие. Флективные-славянские, балтийские(есть типология склонения и спряжения), - аморф: китайский(отс-вие грам.значимости порядка слов, слаб.против-ние знам-х и служ-х слов), - агглютинир-щие языки – тюркские(единый тип склонения и спряж-я, развитая система словообраз-я и словоизменения), - инкорпарирующие – индейцев С.Америки, Чукотка – опр.законы сочетаемости)
4. Фонетика как раздел языкознания, её предмет и задачи. 3
аспекта изуч-я Ф
Ф.(phono-звук, phoneticos-звуковой).Ф.-это учение о звуковой стороне языка, наука, из-щая звуки и их закон-ные черед-я. Кроме того, Ф.изучает ударение, интонацию, особенности членение звук-го потока на слоги и более крупные отрезки.Разделы Ф.: - описат-я-установ-е звук-й сис-мы яз-ка на опред.этапе его развития, - истор-кая – изменение звук-й сис-мы, измен-е черед-ний, - сопоставительная – фонет-кое сопоставление разных языков, - общая – строение реч.аппарата, его исп-ние в разных языках. аспекты:1) анатомо-физиол-кий (артикуляционный)
Исследует звук речи с точки зрения его создания:
2) акустический (физический)
Рассм-вает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.
3)функциональный (фонологический)
Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.
5. ............