Часть полного текста документа:Введение. I. Философия как особая форма общественного сознания. II. Мифология и религия-важнейшие предпосылки к возникновению философского сознания. III. Предмет философии и его изменения. IV. Современные функции философии в обществе. V. Философия и мировоззрение. VI. О соотношении материального и идеального в философии как основной вопрос философии. I. Платон: Философия-это тот предмет, который помогает понять разумно устроенный мир. Философия изучает наиболее общие законы природы. Категории философии по Платону: мудрость и разумность. Мудрость-не мёртвое знание, а действие, основанное на знании и ведущее к благу. Платон разграничил мудрость и разумность. Разумность-действие со знанием дела. Философия имеет свою точность, меру, доказательность. Она объективна. Аристотель: философия-мышление о мышлении (абстрактное и научное). Гегель: философия-целая эпоха, но схваченная в мысли. Философия имеет основной вопрос-отношение к бытию. II. Занятия по философии впервые начались у варваров: у персов были маги, у вавилонян-халдеи, у индийцев-минософисты: презирали смерть, говорили о вечной жизни. Халдеи занимались астрологией и предсказаниями. Маги занимались жертвоприношениями и молитвами, им предписывается сочинение о справедливости и вере. Элементы структуры философии: 1) Мифология. 2) Магия. 3) Колдовство, ведовство. 4) Религия, а также зачатки наук в виде медицины, астрономии, физики, механики и пр. 5) Географические сведения. 6) Обряды и культы. 7) Начало письменности. 8) Первые представления о происхождении мира, человека и его истории. 5)-7)-зачатки философии. Выводы для первобытного сознания: преобладание эмоций над рациональным, алогичность мышления, антропоморфные объяснения мира (по аналогии с человеком), склонность оживотворять и одушевлять окружающий мир и всё мироздание, олицетворение явлений природы и объяснение их сверхъестественными силами, отсутствие противопоставления сознания и материи, человека и природы, мифологизм и религиозный характер сознания человека и первобытного общества. Мифы-своеобразные формы выражения духовной сущности народов на ранних этапах их истории: это выражение общечеловеческой мудрости по Платону. Основные черты мифов: 1) Представления о связи природных сил и человеческих коллективов. 2) В мифах происходит олицетворение природных сил и способов человеческой деятельности. 3) Мифологическое мышление оперирует только образами, а не понятиями. 4) Мифы воспринимаются людьми как предания, не подлежащие сомнению. 5) Человек, его жизненный путь предписывается божественной судьбой, роком. Религия-связь человека и Бога, особая форма общественного сознания, которая строит своё мировоззрение на вере в существование сверхъестественных сил. Религия отражает чувства людей. Она развивает духовно-этический идеал общества, формирует идейно-нравственные ценности общества. Философия возникает из религиозных источников, но на интеллектуальной основе. Декарт: "Общества отличаются тем, как в них философствуют". III. Составляющие философии: 1) Развивающиеся отношения сознания и материи. 2) Всеобщие отношения между материей, сознанием, пространством и временем. 3) Всеобщие отношения в духовной сфере. 4) Общие законы природы, общества и человеческого мышления. 5) Объективные законы общества и их отражение в сознании людей. 6) Учение о духовной активности человека. 7) Она берёт на себя проблемы эпохи. 8) Воспитывает чувства гражданственности человека. 9) Формирует систему принципов, которым следует человек. IV. ............ |