Часть полного текста документа:МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.А. Шолохова Факультет психологии Сайкина Е.А. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СТИЛЬ ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ Дипломная работа Научный руководитель старший преподаватель Котов Л.Н. Москва 2002 Содержание Ведение 3 Глава 1. Краткий обзор психологических подходов к работе с родительско-детскими отношениями, существующих в рамках различных теоретических концепций 5 Глава 2. Психология развития личности родителей, ребенка и взаимоотношений родителей и детей 2.1. Виды консультативной психологической помощи семье. 12 2.2. Факторы, влияющие на становление детской психики 15 2.3. Родительские стили воспитания и установки 16 2.4. Факторы, влияющие на формирование родительских установок и стилей воспитания 23 2.5. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка 26 2.6. Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному стилю семейного воспитания 28 Глава3. Экспериментальное исследование изучения характерологических черт личности родителя и их влияние на стиль отношения к ребенку 3.1. Обоснование замысла исследования. Цели, задачи, гипотеза 33 3.2. Организация и ход исследования 34 3.3. Результаты исследования и их обсуждение 36 Заключение 47 Литература 48 Приложение 51 Ведение. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу. Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой. В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.). ............ |