Часть полного текста документа:Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет Традиционным для советской психологии является анализ возрастного кризиса раззвития, предполагающий описание тех новообразований, которые возникают в этот период. Новообразованиями кризиса 1 года считают мотивируемые представления, активность; новообразованием кризиса 7 лет - возникновение личного сознания и конкретной самооценки; младшего школьного возраста - рефлексию, подросткового - чувство взрослости, самоопределение. Для всех исследователей, изучавших кризис 3 лет, очевидно, что главные изменения в этот период сосредоточены вокруг "оси Я". Их сути в психологической эмансипации Я ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений - упрямством, негативизмом и др. [3]. Новообразованием кризиса 3 лет называется также возникновение системы Я [2], появление "личного действия" и чувства "Я сам" [8]. Надо отметить, что исследователи скорее обозначили область существенного, сферу поиска, нежели действительно раскрыли психологическое содержание этих новообразований. Поэтому пока невозможно ответить на вопрос о том, как соотносятся эти понятия. Включает ли, например, система Я два других новообразования, или они лишь частично совпадают, или, может быть, являются совершенно самостоятельными? Какие среди них центральные понятия или их значение равноценно? Неясность вопроса о личностных новообразованиях, складывающихся в период кризиса 3 лет, побудила нас к их исследованию. Выбор направления поиска определялся общими исходными представлениями о личности как системе отношений к предметному миру, к другим людям и к себе в. ее генезисе. В ходе ранее проведенной работы под руководством М. И. Лисиной удалось наметить развитие каждой из этих линий отношений в период от рождения до 7 лет [5]. Собственно личностные структуры, как предполагала М. И. Лисина, складываются при взаимном пересечении трех видов отношений, при их "завязывании в узелки" (по терминологии А. Н. Леонтьева). При этом оформившееся личностное образование отличается более высоким уровнем организации, определяемым интеграцией входящих в него отношений. Эта гипотеза легла в основу исследования С. Ю. Мещеряковой [7]. Ей удалось проследить становление в младенчестве личностного новообразования, названного активностью. Идея о личностном новообразовании как преобразовании одновременно всех трех видов отношений в новое целое была положена и в основу нашей работы, которая осуществлялась в два этапа. На I этапе изучались личностное новообразование критического периода 3 лет и соответствующий ему поведенческий комплекс, на II анализировались те определяющие личность отношения, которые, преобразуясь, входят в личностное новообразование. Материалы исследования представлены в статье в этой последовательности. Гордость за достижение - личностное новообразование периода кризиса 3 лет Как правило, говоря о кризисе 3 лет, в качестве его симптомов традиционно называют упрямство, негативизм, протест против близких взрослых, строптивость, стремление к деспотическому управлению окружающими. Анализ этой негативной симптоматики позволил исследователям выделить неудовлетворенность взаимоотношениями со взрослыми, стремление занять иную позицию в окружающем мире как причину возникновения этих проявлений. Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что определенное число детей практически не обнаруживают негативных проявлений в указанном возрасте или легко и быстро их преодолевают, причем их личностное развитие протекает нормально. ............ |