Муниципальное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Южно-уральский профессиональный институт
Факультет управления и информационных технологий
Кафедра информатики и вычислительной техники
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Лидерство»
Студент
Чулков С.Н.
Содержание:
1 .Анализ исследований лидерских качеств Р. Стогдилла
2. Исследования лидерских качеств в России
3. Исследования черт личности лидера (Аллигер, Де Вадер Лорд, Киркпатрик и Лок)
Литература
1. Анализ исследований лидерских качеств Р. Стогдилла
Как писал Р. Стогдилл, «лидерство есть связь, которая существует между людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно будут ими в других ситуациях». Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор лидера и детерминируют его поведение. Так, например, стать лидером в криминальной организации могут ловкие, бойкие, аморальные личности, способные в любой момент преступить закон и нормы социальной справедливости. Ясно, что в другой ситуации, например среди сотрудников религиозной организации, занимающейся благотворительной деятельностью, такого типа личности не имели бы шансов на лидерство.
С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты лидера в производственной деятельности, другой — на собрании трудового коллектива, третий — в межличностном общении и т.п. В целом же лидеров отличают главным образом целеустремленность, уверенность в своих силах, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, а также компетентность.
Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, но не абсолютизирует их, отдает приоритет в объяснении природы лидерства обстоятельствам. Однако центральные для ситуационной теории утверждения о ведущей роли ситуации в формировании лидерства подтверждаются далеко не полностью. Эта концепция подвергается острой критике за то, что она недостаточно отражает активность лидера, его способность правильно и своевременно оценить и изменить ситуацию, найти решение острых проблем.
Были проведены сотни исследований, породившие предельно длинный список лидерских качеств. Р. Стогдилл в 1948 г. и Р. Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные черты. Так, Стогдилл пришел к выводу, что лидера характеризуют в основном пять качеств:
· ум или интеллектуальные способности;
· господство или преобладание над другими;
· уверенность в себе;
· активность и энергичность;
· знание дела.
Однако эти пять признаков не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями.
В какой же мере руководитель должен обладать лидерскими качествами? В какой – то степени, я согласен с Р. Стогдиллом, который выделил 11 ключевых позиций + 3 новых позиции:
1. Лидерство - центр групповых интересов. Лидер – духовно-эмоциональный центр группы.
2. Человек успешно добивается и удерживает лидерские позиции.
3. Лидер умеет добиваться согласия, консенсуса, лояльности и сотрудничества со стороны ведомых, умения улаживать конфликты. ............