Часть полного текста документа:Лингвистическая характеристика радиоречи (орфоэпический аспект) И.Ф. Минюшева, Курский Институт социального образования Состояние произносительных норм в радиоречи определяется многими факторами. Пожалуй, самые показательные из них - особенности современной дикторской речи, а также звучащей речи тех авторов и участников передач, которые имеют достаточно высокий образовательный ценз и основательную общую лингвистическую подготовку (ученые-филологи, писатели, журналисты, актеры, священнослужители). Кроме того, еще один важный динамический фактор - это речь молодого поколения на рубеже ХХ-ХХI вв. на радио (молодых журналистов и представителей самых разных течений в молодежной массовой культуре, особенно в музыке), имеющая специфические характеристики. Не претендуя на исчерпывающий анализ звучащей речи на радио, предложим некоторые результаты наших наблюдений за произношением отдельных звуков и их сочетаний в слове, отдельных грамматических форм, фамилий, имен, отчеств, географических названий; за произношением и ударением трудных в орфоэпическом отношении слов; за звуковым оформлением слов и соответственным буквенным их обозначением. Каждая из отобранных для описания орфоэпических норм так или иначе поясняется и обязательно иллюстрируется рядом фактов, извлеченных из современной радиоречи. 1. Зубные согласные перед мягкими зубными Смягчение зубных согласных перед мягкими зубными предусматривается современной орфоэпической нормой. Оно зависит от того, какие это согласные, перед какими мягкими согласными они находятся и в какой части слова оказываются сочетания согласных - внутри корня, на стыке корня и суффикса, на стыке префикса и корня или на границе предлога и предыдущего слова. Процесс смягчения наиболее последовательно протекает внутри корня и на стыке корня и суффикса. Зубные согласные [т], [д], [с], [з], [н] перед мягкими зубными (т. е. перед [т'], [д'], [с'], [з'], [н'], [л'], а также [ч'], [й]) обычно произносятся в литературном языке мягко. Например: "без стати [с'т'] ических таблиц", "двоевла [с'т'] ие - прескверная штука" (В. Ромашов, диктор), "очень и [н'т'] ересные фотографии" (И. Прудовский, диктор). На стыке корня и суффикса, как уже было отмечено выше, смягчение проводится также достаточно последовательно: "нет цены после [д'н'] ему теплу" (И. Ложкина, диктор). 2. Зубные согласные перед мягкими губными Согласные зубные [д], [т], [з], [с] в ряде случаев смягчаются перед мягкими губными [б], [п], [в], [ф]; например: "в [с'в'] язи с заявлением создателя театра на Таганке" (Т. Парра, диктор). И в то же время: "театр... уничтожили не [св] ерху, а изнутри" или "самый страшный, пожалуй, на мой взгляд, порок - бе [зв] ерие". Здесь смягчение утрачено. 3. Губные согласные перед мягкими губными Губные согласные не смягчаются перед мягкими губными и перед мягкими [г], [к], [х]. Обратимся к примерам: "нравственными и [мп] еративами русской классической литературы" (Т. Парра); "со [вм] ещать несо [вм] естимое" (А. Беклешов, певец); "что говорилось [фп] ервой записке?" (В. Абдулов, актер). Вместе с тем смягчение губных согласных перед губными также допускается орфоэпической нормой: "его а [м'б'] иции" (Е. Клюев, писатель-филолог). Согласный [р] произносится твердо перед мягкими зубными и губными; например: "на своем ве [рт] ящемся кресле" (В. ............ |