Челябинская Государственная Академия Культуры и Искусств
Культурологический факультет
Контрольная работа по зарубежной литературе
Лирика Лорки
Выполнил: Студентка 2 курса
Группа ССо № 208
Прямичкина Л.В.
Проверил: Андрушко Ю.П.
г. Челябинск – 2008 г.
План
1. Особенности исторической эпохи
2. Ф.Г.Лорка и сюрреализм
3. Характеристика этапов творчества Лорки
4. Особенности поэтики на примере анализа стихотворения «Возвращение с прогулки»
5. Значение творчества
Список литературы
1. Особенности исторической эпохи
Двадцатый век стал новым «золотым веком» испанской литературы. После долгого столетнего застоя заново рождалась поэзия: Мишель де Унамуно, Антонио Мачадо, Рамон дель Валье-Инклан – с них начался в Испании XX век.
Всплеск поэзии вызван был событиями, происходившими в стране. Ведь лирика – это «голос души», «голос сердца», который быстро реагирует и отвечает на потрясения. Поражения в испано-американской войне, потеря последних заокеанский колоний в 1898 году (год рождения Ф. Г. Лорки) привели к осмыслению трагедии Испании, к социально-философским и историческим проблемам, которые нашли свое отражение в лирике. На книгах Асорина, Бароху, Хименеса и др., растревоживших страну, росли молодые поэты, среди которых и оказался Лорка. Война, смерть или изгнание – вот, что ожидало всех этих поэтов. И предчувствие этой судьбы, знание ее неизбежности пронизывают испанскую поэзию XX века. Именно этим и объясняется напряженность, свойственная ей.
Начало XX века в западной литературе ознаменовано возникновением модернистских течений как реакция на исторические потрясения, как своего рода «уход» от реальности: имажизм – в англо-американской литературе, экспрессионизм – в германской и скандинавской поэзии, сюрреализм – во Франции и Испании.
Для сюрреализма характерно стремление порвать со всей предшествующей культурной традицией, с литературой прошлого (18-19 веков). Апелляция к собственным ассоциациям, ставка на иррациональность, восприятие мира как хаоса, сотворение в произведениях собственной реальности – вот с чего начинался XX век, вот к чему привели исторические катаклизмы и философские школы Ницше, Фрейда, Юнга и т.д.
Несмотря на то, что сюрреализма как течение сформировался во Франции (А. Бретон, Л. Арагон), самое известное имя сюрреалиста принадлежит Испании – это Сальвадор Дали, в творчестве которого художественный мир сюрреализма нашел наиболее яркое воплощение.
2. Ф.Г.Лорка и сюрреализм
Интерес С. Дали вызывал и у Лорки, и в творчестве поэта очевидны некоторые элементы схождении с сюрреализмом, но назвать Лорку сюрреалистом неправомерно. Сам поэт говорил: «Светоч поэзии – противоречие», - именно данное утверждение является стержнем его эстетики. По мнению Лорки, поэтический факт рождается от столкновения противоречий, от сплетения контрастных линий, и все же отношения Лорки с сюрреализмом были намного сложнее: «Все мы идем по двум ложным дорогам, - писал Лорка своему другу, - одна ведет к романтизму, другая – к высохшим змеиным шкуркам и пустым стрекозам». Так поэт называл неоклассику с ее точно выверенной искусностью. Сложнее о плодотворнее была связь Лорки с тем, что он назвал романтизмом. ............