Смирнов И.А., Смирнова Н. Ю.
В школьном учебнике по ботанике (Пасечник, 2007) мы можем прочитать следующее: «Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, Е это съедобный лишайник, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение „манна небесная”».
Хоть и неявно, но автор учебника дает понять, что манна небесная, которая описана в Библии, есть просто-напросто съедобный лишайник.
Почему же возникло такое предположение?
Съедобный лишайник
Известнейший российский путешественник академик П. С. Паллас во время своей экспедиции на территории современной Киргизии в 1771 – 1776 годах наблюдал удивительную картину: во время голода местные жители собирали в пустыне джар-бидай – «земляной хлеб». При ближайшем рассмотрении «земляной хлеб» оказался ни чем иным как лишайником. Это явление заинтересовало П. С. Палласа, он тщательно изучил строение этого лишайника и пришел к выводу, что им обнаружен новый для науки вид. Паллас описал найденный вид как Lichenesculentus – дословно «лишайник съедобный», а само явление получило название лишайниковой манны. Другой путешественник – Амман первым нашел этот лишайник в окрестностях Оренбурга и описал его как земляной хлеб, который «родится по самым сухим известковым и гипсовым горам в Татарской степи между камнями во множестве, от малых камешков едва можно различить».
Аспицилия съедобная (современное название этого лишайника) обычно не прикреплена к чему бы то ни было и представляет собой форму «перекати-поле» среди лишайников. В горах Кавказа, Крыма, Карпат, а также в Средней Азии, Греции, Курдистане и Алжире на высоте 1 500 – 3 500 м этот вид растет прикрепленный к скалам или почве, «достигая 3 – 4 дюйма вышины». Со временем края слоевищных лопастей загибаются вниз, постепенно заключают в себя субстрат (обычно это глина), а затем края слоевища срастаются, лишайник полностью отрывается от почвы. Слоевище ссыхается и становится шарообразным.
Неслучайно, когда во время голода 1846 г. в Малой Азии ели этот лишайник, очевидцы описывали его «в виде комков величиной с лесной орех». Шарообразная форма лишайника, по-видимому, является приспособлением не только для распространения (благодаря форме «перекати-поле» аспицилия переносится ветром на огромные расстояния), но и служит увеличению фотосинтезирующей поверхности. Такая форма слоевища встречается не только у этого вида лишайника, но и у целого ряда водорослей и высших растений: шаровидное слоевище обладает оптимальным соотношением площади поверхности и объема.
Аспицилия словно действует по принципу: «все свое ношу с собой». Глина или иная почва, заключенная внутри таллома, может служить в качестве источника минеральных веществ. Органические вещества производит водоросль, являющаяся одним из симбионтов лишайника. Единственное, что нужно аспицилии – это вода. Причем для жизни этого лишайника вода требуется в очень небольших количествах. Аспицилия – это устойчивый к засухе лишайник: ведь воды не хватает как в горах (где начинается ее развитие), так и в пустынях (где чаще всего находят лишайниковую манну). ............