1. «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ»
1. Назовите типичные ситуации нарушения закона тождества. Приведите примеры к каждой ситуации
Ответ:
«Закон тождества формулирует требование: прежде чем начинать обсуждение какого-либо вопроса, необходимо ясно установить точное, определенное, устойчивое, конкретное, относительно тождественное содержание его, а затем, в ходе обсуждения, все время, пока не изменится предмет обсуждения, твердо держаться основных определений этого содержания, не перескакивать с одного определения понятия на другое, не подменять данное содержание другим, не смешивать понятий, не допускать двусмысленности» (Н.И. Кондаков «Логический словарь-справочник»: Тождества закон, с. 599).
Это требование Аристотель «популярно» сформулировал так: «Несомненно, что те, кто намерен участвовать друг с другом в разговоре, должны сколько-нибудь понимать друг друга. Если этого не происходит, какое будет у них возможно друг с другом участие в разговоре? Поэтому, каждое из имен должно быть понятно и говорить о чем-нибудь, при этом – не о нескольких вещах, но только об одной; если же у него несколько значений, то надо разъяснить, которое из них (в нашем случае) имеется в виду. Следовательно, если кто говорит, что это вот есть и, вместе, его нет, он отрицает то, что утверждает, так что по его словам выходит, что имея не имеет того значения, которое оно имеет: а это невозможно.» (Аристотель, Метафизика, с. 187)
- Вот это и есть типичная ситуация нарушения закона тождества.
Классический пример такого нелогичного мышления, вызванного нарушениями требований закона тождества – двусмыслицами, неожиданными переосмыслениями слов и т.д. – дает Льюис Кэрролл в «Приключениях Алисы в стране чудес». (Вы почитайте только, - ведь это же просто чудо, что такое!)
«- Совершенно верно, - согласилась Герцогиня. – Фламинго кусаются не хуже горчицы. А мораль отсюда такова: это птицы одного полета!
- Только горчица совсем не птица, - заметила Алиса…
- Кажется, горчица – минерал, - продолжала Алиса задумчиво.
- Конечно, минерал, - подтвердила Герцогиня… - минерал огромной взрывчатой силы. Из нее делают мины и закладывают при подкопах… А мораль отсюда такова: хорошая мина при плохой игре – самое главное!
- Вспомнила, - сказала вдруг Алиса… - Горчица – это овощ. Правда, на овощ она не похожа – и все-таки это овощ!
- Я совершенно с тобой согласна, - сказала Герцогиня. – А мораль отсюда такова: всякому овощу свое время! Или, хочешь, я это сформулирую проще: никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть.»
Это – апофеоз бессмыслицы: мысль Герцогини окончательно запутывается и теряет всякую неопределенность.
2. Почему несуразны следующие высказывания:
а) Ученики прослушали разъяснения учителя.
б) «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории» (Н.В. Гоголь).
в) Из окна я вижу соседний дом с той и с другой стороны.
г) Эти прямы параллельны, т.к. они не пересекаются.
Ответ:
а) Слово «прослушали» в данном примере несет двойную смысловую нагрузку: 1-ое значение – прослушали, значит внимали разъяснениям учителя, старались вникнуть в суть. ............