Часть полного текста документа: 1. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ. ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА. Логика (logos - греч.) - мысль, слово, разум. Предмет изучения логики - мысль и мышление. Мышление изучается не только логикой. Логика исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Логика является философской наукой. Логическая форма - это строение конкретной мысли, способ связи ее составных частей. Л.ф. мысли можно выразить при помощи символов. S - субьект (понятие о предмете суждения), P - предикат (понятие о признаке предмета). Все S есть P - все караси - рыбы, все люди - смертны. Если S есть P , то S есть P1 - если железо нагреть, то оно расширяются. 2. СОКРАЩЕННЫЙ И СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЙ СИЛЛОГИЗМ (ЭНТИМЕМА, СОРИТ). Энтимемой наз-ся силлогизм, в котором пропущена одна из посылок или заключение. Пропущена меньшая посылка - "Все металлы теплопроводны (аллюминий металл) аллюминий теплопроводен". Пропущена большая посылка - "(Все киты млекопитающие) все кашалоты - киты, все кашалоты - млекопитающие". Пропущено заключение - "Все рыбы дышат жабрами, окунь - рыба (окунь дышит жабрами)". Сорит - это прогрессивный и регрессивный полисиллогизм в сокращенной форме. Прогрессивный сорит - когда из прогр. Полис. Выбрасывают заключения предшествующих силлогизмов и большие посылки последующих. Схема - A-B, C-A, D-C, E-d,,, E-B. "Все, что укрепляет здоровье(A) - полезно (B), спорт (C ) укрепляет здоровье (A), легкая атлетика (D) - спорт (C ), бег (E) - вид легкой атлетики (D) , Бег (Е) - полезен (В). Регрессивный сорит - это когда из регресс. Полис. Выбрасывают заключение предшествующих силлогизмов и меньшие посылки последующих. Схема - А-В, В-С, С-D, ,, A-D. "Все растения - организмы, Все организмы - тела, Все тела имеют вес,,, всякое растение имеет вес". Эпихейрема - это такой силлогизм, обе посылки которого это сокращенные ПКС (энтимемы). Схема - А-С, т.к. А-В. D-A, т.к. D-E,,, D-C. "Благородный труд заслуживает уважения, т.к. благородный труд способствует прогрессу общества. Труд учителя есть благородный труд, т.к. труд учителя заключается в воспитании поколения. Труд учителя заслуживает уважения". 3. ПОНЯТИЯ ПО ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ. ЗАКОН ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ Содержание поняти - совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однотипных предметов, отраженных в этом понятии (содержанием понятия "ромб" является совокупность 2-х признаков - "быть паралеллограмом" и "иметь равные стороны). Объем понятия - это класс обобщаемых в этом понятии предмнтов. Под объемом понятия "животные" подразумеваются все животные, которые существовали, существуют и будут существовать. Класс состоит из множества элементов. Закон обратного отношение - объем одного понятия (моторная лодка) может входить в объем другого понятия (лодка), более широкого по содержанию. Чем шире объем понятия, тем уже его содержание, чем шире содержание, тем уже объем. 4. ЧИСТО УСЛОВНЫЙ СИЛЛОГИЗМ. АКСИОМА. Чисто условным силогизмом наз-ся такое опосредованное УМЗ, в котором обе посылки являются условными суждениями. Условное суждение имеет структуру - "если А, то В". Схема - А-В, В-С,,,А-С. "Если по проводнику пустить ток, то возникнет магнитное поле: если возникнет магнитное поле, то опилки расположатся в этом поле вдоль силовых линий: если по проводнику пустить ток, то опилки... ". В чисто условном силогизме есть модусы (разновидности). ............ |