Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерального Гудрственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования "Шадринский Государственный педагогический институт"
Факультет корекционной педагогики и психологии
Кафедра корекционной педагогики и специальной психологии
Курсовая работа на тему:
"Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР"
Выполнила: студентка 353 группы
Пауесова А.В.
Проверила: Зотеева О.С.
Шадринск 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР
1.1 Лингвистический аспект изучения проблемы по коррекции нарушения слоговой структуры
1.2 Психолого–педагогическая характеристика детей с ОНР
1.3 Состояние слоговой структуры слова у детей с ОНР
Глава 2. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры речи
2.1 Методика обследования слоговой структуры
2.2 Методика развития ритмической стороны слова
2.3 Методика работы над словами различной слоговой структуры
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Под понятием "слоговая структура" слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. [15, 1]
Актуальность проблемы
Проанализировав данные научно-методической литературы, посвящённые проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, не смотря на их актуальность.
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. [15, 2 - 3]
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью. [7, 5]
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации. ............