Часть полного текста документа:Министерство Образования Российской Федерации Северный Международный Университет Кафедра педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА Ломоносовский период как особый этап в области научно-педагогического знания в России. Выполнила: студентка III курса группы АН-01 филологического факультета Литяева О.Н. руководитель: старший преподаватель Ноговицына И.Г. Магадан 2002 СОДЕРЖАНИЕ: Введение. 3 Глава I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА. 5 ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ. 5 ВЕЯНИЯ ВРЕМЕНИ. 7 ПУТЬ В НАУКУ. 12 Глава II. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА. 17 ПЕЧАТНОЕ СЛОВО. 17 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ. 18 Заключение. 22 Библиография. 24 ВВЕДЕНИЕ. В средние века полигисторами называли ученых, равно сведующих в различных областях знания, "то есть разные науки знающие так довольно, что могут в них производить новые приращения" [3, c.74]. Со второй половины XVIII века после выхода в свет Великой французской энциклопедии понятие "полигистор" было заменено определением "ученый-энциклопедист". Такое определение традиционно закрепилось за Ломоносовым, первым русским ученым, продуктивно работавшим в различных областях знаний. Однако в применении к Ломоносову оно, по-видимому, нуждается в более широком толковании. Ученый-энциклопедист - это не только и не столько человек с разносторонними знаниями и интересами; это, в первую очередь, пропагандист новых актуальных направлений в науке и передового мировоззрения. Успех такой пропаганды, ее значимость и эффективность зависят не только от публицистического таланта ученого-мыслителя. Они в значительной мере определяются его научным авторитетом, завоеванным в результате выдающихся достижений, полученных в какой-то определенной области знания. К этому обязательно следует добавить широту кругозора, способность заниматься и живо интересоваться решением широкого круга актуальных проблем науки, техники, экономики и других отраслей знания, одним словом, почти всех вопросов, которые ставит перед ним эпоха. Такая способность предполагает специфический талант, существо которого лежит в умении находить связи и сближать между собой предметы, кажущиеся обычному взгляду далекими, ничем не связанными. В творчестве такого ученого научные работы тесно переплетены с пропагандой новых актуальных направлений развития знаний и разработкой их практических приложений. Последнее неизбежно приводит его к решению чисто социальных вопросов, заставляет интересоваться и активно, творчески работать в гуманитарных областях. Несложно увидеть, что все сказанное может быть полностью отнесено к Ломоносову. Целью данной курсовой работы является исследование его деятельности, так как именно в Ломоносове с исключительной силой и выразительностью впервые на русской почве воплотились лучшие черты ученых - энциклопедистов, таких, как Леонардо да Винчи в Италии и Гете - в Германии. Чисто русским акцентом ломоносовского энциклопедизма был его высокий и деятельный патриотизм - пожалуй, главная движущая сила его иногда немотивированных, на поверхностный взгляд, но логически оправданных переходов от исследований в одной области к другой и последующим областям знаний. В данной работе поставлена задача рассмотреть образовательное и просветительское направления деятельности М.В. ............ |