Часть полного текста документа:Ложь как объект философского и психологического анализа Ю. П. Поваренков, Е. Г. Черноморец "Ложь" относится к группе тех понятий, которые широко используются в науке, в педагогической и социальной практике, а также в повседневной жизни человека. Широкое применение данного понятия неизбежно размывает его содержание, нарушает семантические границы его объема. Расширительное трактование понятия "ложь" приводит к тому, что оно начинает использоваться как синоним близких к нему по содержанию понятий, например, таких, как заблуждение, обман, вранье, дезинформация и ряд других. Данная тенденция отмечается как в психологической, так и в педагогической литературе. Однако стоящие перед нами задачи экспериментального исследования детской лжи требуют дифференциации данного понятия и конкретизации его психологического содержания. В настоящей статье предпринята попытка в какой-то степени решить эту непростую проблему, опираясь на материалы, имеющиеся в философских и психологических исследованиях. Обращение к философии в данном случае продиктовано двумя группами причин. Во-первых, в работах философов накоплен богатый опыт анализа понятия лжи и понятий, близких к нему по смыслу. Во-вторых, необходимость обращения к философии продиктована тем обстоятельством, что в психологической литературе проблематика лжи представлена явно недостаточно, а экспериментальные исследования практически отсутствуют. Обозначая два уровня теоретического анализа понятия лжи, мы считаем необходимым указать, что, в конечном счете, психологическая трактовка является для нас главной задачей. Прежде всего обратимся к анализу соотношения таких понятий, как "истина", "заблуждение" и "ложь", поскольку и в психологии, и в философии эта проблема ставилась неоднократно. Особенно популярными у психологов и философов являются рассуждения на тему: "что такое истина?". В настоящее время данная проблематика широко обсуждается в зарубежной и отечественной науке. Обратимся к отечественным источникам, затрагивающим проблему определения истины. В.И. Свинцов пишет, что понятие истины содержит особое свойство знания, которое отображает фрагменты реальности [12]. В.С. Хазиев конкретизирует данное определение: истина как знание соответствует адекватной действительности, то есть отображает истинные фрагменты реальности [15]. Подобное определение мы находим у А.А. Ивина. Автор пишет: "В соответствии с классическим определением истины высказывание истинно, если оно соответствует действительности, и ложно, если оно не соответствует ей" [4. С. 85]. Наиболее полное определение истины представленно в энциклопедическом словаре: истина - это объективное содержание сознания, адекватное отражение предметов и явлений действительности. Здесь же мы находим классификацию видов истины, выделяют: объективную, конкретную, абсолютную и относительную истины [13]: объективной определяют истину, которая объективна по содержанию и, в то же время, субъективна по форме (является результатом мыслительной деятельности); конкретной называют такую истину, которая раскрывает существенные аспекты явлений с учетом конкретных условий их развития; истина, которая отражает предметы и явления действительности не полностью, называется относительной; абсолютной признается лишь та истина лишь тогда, когда она дает окончательное знание определенных аспектов действительности. Более подробно остановимся на соотношении относительной и абсолютной истин. ............ |