Часть полного текста документа:Л.С.Выготский об историческом смысле психологического кризиса Реферат выполнила студентка Лидия Олеговна Жирнова Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова факультет психологии 2002 год Борьба теоретических мнений, новые факты, полученные в период интенсивного развития исследований в первые 50 лет существования психологии как самостоятельной науки, выявляли несостоятельность психологической теории и, прежде всего недостаточность её основания - субъективно-идеалистического представления о психике. Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании. В начале 10-х гг. ХХ века психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х гг. Этот кризис являлся показателем роста науки, развитие которой привело к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. По мнению Л.С.Выготского, движущей силой кризиса явилось развитие прикладной психологии, которое привело к перестройке всей методологии науки в естественнонаучном ключе. Кризис зародился не просто при столкновении новых фактов со старой структурой знаний, а при назревании порождаемой и стимулируемой практикой потребностей в переходе от частных теоретических схем к более общим. Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленным переходом к империализму. Рост производства сопровождался: качественными изменениями в экономике, политике и идеологии; развитием процесса концентрации капитала и господства монополий и финансовой олигархии; агрессивной внешней политикой, направленной на перераспределение колоний и рынков сбыта путём империалистических войн, среди которых Первая мировая война 1914 - 1918 гг. явилась величайшим потрясением ХХ века. Писатель С.Цвейг в своей книге "Вчерашний мир. Воспоминания европейца" изобразил войну как катастрофу, пору массового духовного помешательства. Она разбудила в людях ненависть, жестокость, национализм. Углубление и обострение общественных противоречий привело к образованию массовых политических движений, течений и партий, к усилению борьбы между разными общественными классами и группами. Вместе с этим происходит процесс превращения буржуазии из прогрессивного класса в консервативный. Все эти обстоятельства нашли отражение в изменениях идеологии. Вскоре после окончания Первой мировой войны начинает складываться фашизм как продукт перерождения буржуазной демократии и реакции на социалистическую революцию 1917 г. в России. Литературу и искусство затопляют многочисленные антиреалистические течения, полные мистических мотивов, настроений страха и отчаяния. Сложность и противоречивость социальной ситуации, разочарование в прежних моральных нормах приводили к ложным представлениям о личности, к неверию в духовные ценности, к мнению о господстве биологического начала в человеке. Противоречия между личностью и обществом понимались как несовместимость дикой природы человека с моральными требованиями общества. Это вело к оправдыванию социальной несправедливости, преступлений, конфликтов, войн, к выводу о невозможности установления нормальных взаимоотношений. В философии наиболее распространёнными течениями стали позитивизм в форме махизма и эмпириокритицизма, интуитивизм А.Бергсона, немецкая идеалистическая философия жизни, феноменология Э.Гуссерля. ............ |