Часть полного текста документа:Луиджи Пиранделло C. Мокульский Пиранделло Луиджи (Luigi Pirandello, 1867-) - крупнейший писатель современной Италии. Р. в Джирджити (Сицилия) в семье владельца серных копей. Окончил филологический факультет Боннского университета. С 1897 по 1921 занимал кафедру стилистики в Высшем женском учительском институте в Риме. В 1889 дебютировал сборником стихотворений "Радостная боль" (Mal Giocondo), отмеченных влиянием флорентийских поэтов XV в. В 1891 появилась вторая книга его стихов "Пасха Геи" (Pasqua di Gea). Сдружившись с Капуана , одним из вождей итальянского веризма , П. примкнул к этой школе. В 1894 выпустил написанный в веристской манере сборник новелл "Любовь без любви" (Amori senza amore). В 1901 вышел в свет роман "Отверженная" (L'esclusa), за которым последовали роман "Очередь" (Il turno, 1902) и сборники новелл "Шутки жизни и смерти" (Beffe della morte e della vita, 2 vv., 1902-1903), "Когда я был сумасшедшим" (Quand'ero matto, 1902), "Белые и черные" (Bianche e nere, 1904). Появление третьего романа П. "Покойный Маттиа Паскаль" (Il fu Mattia Pascal, 1904; русский перевод под названием "Дважды умерший", Л., 1926) положило начало его литературной известности не только в Италии, но и за границей. Оно знаменовало преодоление П. веристского канона и переход его к новой, глубоко индивидуальной писательской манере, отмеченной заостренным психологизмом и своеобразной "театральностью" в изображении жизни. Сам П. назвал созданный им новый стиль "юморизмом" и сделал попытку его теоретического осмысления в брошюре "L'umorismo", 1908. Особенно полное выражение творческого лица П. дают его драмы. Первые пьесы П. - "Тиски" (La morsa, 1912), "Сицилийские лимоны" (Lumie di Sicilia, 1911), "Разум других людей" (La ragione degli altri, 1913), "Дурацкая шапка" (Il beretto a sonagli, 1914), "Кувшин" (La giara), "Другой сын" (L'altro foglio), "Берегись, Джакомино" (Pensaci, Giacomino, 1916), "Лиола" (Liola, 1917) и др., - носившие бытовой характер и частично написанные на сицилийском диалекте, не имели особенного успеха. Только постановка "Шести действующих лиц в поисках автора" (Sei personaggi in cerca d'autore, 1921) принесла П. запоздалую славу. Каждая новая пьеса П., написанная после 1921, превращалась в событие общеевропейского значения. Фашистское правительство Италии осыпало П. наградами и почестями. П. официально вступил в фашистскую партию и последние годы всячески подчеркивает свою преданность фашистскому режиму. За время своей 45-летней литературной деятельности П. проделал сложную эволюцию, отображающую процесс идеологического развития мелкобуржуазной интеллигенции в эпоху созревания и разложения итальянского империализма. Резкие противоречия, характеризующие мировоззрение и творческую практику художественного развития П., глубоко специфичны для Италии, в которой переход капитализма в его последнюю империалистическую стадию до чрезвычайности обострил кричащие противоречия итальянского капитализма, развивавшегося в экономически отсталой, наполненной пережитками феодализма стране. Литературная деятельность П. началась под знаменем веризма, мелкобуржуазного "народнического", оппозиционного капиталистической культуре стиля, пронизанного пессимистическим фатализмом, сознанием неотвратимости гибели докапиталистического уклада. В ранних новеллах П. оживает душная обстановка сицилийской провинции, скудная беспросветная жизнь местных крестьян, ремесленников и служащих, изнемогающих под гнетом нужды и яростно борющихся за жизнь. ............ |