Часть полного текста документа: Тит Лукреций Кар (род. около 99-ум. 55 до н. э.), - древнеримский философ и поэт, великий просветитель древности, один из крупнейших представителей античного атомистич. материализма. Сведений о жизни Л. почти не сохранилось. До нас дошла философская поэма Л. "О природе вещей" ("De rerum natura", лучший рус. пер.-2 тт., 1946-47). Эта поэма - не только великий литературный памятник, но одновременно важнейшее сочинение в истории естествознания, содержащее наиболее полное и мотивированное изложение одного из вариантов античного атомизма. Л.- последователь Демокрита и Эпикура (см.). Как и для них, атомистич. принцип был для Л. универсальной гипотезой, призванной объяснить всё многообразие явлений окружающего мира. Все вещи, по Л., возникают из первичных телец и на них после своей гибели распадаются. Тельца существуют объективно и вечно; в разных комбинациях они образуют различные вещи. Тельца неизменны, абсолютно плотны, крепки, неделимы; они отличаются друг от друга весом и конфигурацией. Наряду с мельчайшими материальными частицами, считал Л., объективно существует и пустота, без к-рой невозможно движение телец, их соединение и распад. Первичные тельца вечно движутся. Причина их движения - в тяжести, заставляющей их падать, и в самопроизвольном отклонении телец от прямой. Тельца и пустота - основные начала всего существующего. Движение телец - их необходимое и неотъемлемое свойство. Время вне движения лишено всякого содержания. Вселенная, по Л., не имеет ни начала, ни конца во времени и пространстве; она бесконечна и, следовательно, вопреки взглядам Аристотеля, не имеет никакого центра. Во Вселенной существует бесконечное количество миров. Существующие миры возникли в результате случайной комбинации хаотически движущихся первичных телец. Земля, как и все миры, не только имеет начало во времени, но осуждена на исчезновение, гибель. Но жизнь во Вселенной никогда не прекратится. Живые организмы также возникли в результате случайного сочетания первичных телец. Вначале возникли неприспособленные к жизни организмы: уроды, существа бесполые, безногие, безрукие, безротые и т. д. Они быстро погибали, пока в результате того же случайного стихийного сочетания атомов не возникли существа, приспособленные к окружающим природным условиям. Л. был противником религиозных и мифологич. объяснений возникновения жизни и решительно выступал против телеологич. понимания строения и жизнедеятельности организмов. С точки зрения атомистич. теории он объяснял не только возникновение организмов, но и все процессы жизнедеятельности: сущность питания, роста, размножения, психич. деятельности и т. д. Л. твердо и настойчиво заявлял, что ни о каком бессмертии человека, ни о какой потусторонней жизни души не может быть речи. Отстаивая линию философского материализма, Л. утверждал, что мир, природа познаваемы. Чувственные ощущения он считал единственным достоверным источником познания. Ошибка может быть лишь в суждениях, в размышлениях, но не в ощущениях. Обмануть может лишь рассудок, когда он отрывается от чувственных данных или неправильно их обобщает. От предметов, по мнению Л., отделяется их тончайшая оболочка, к-рая, попадая в глаз человека, вызывает ощущение. Мышление - комбинация самых тонких, самых лёгких, особенно быстро движущихся первичных телец. В общественно-историч. воззрениях Л., несмотря на их несомненный идеализм, имелись отдельные ценные положения. ............ |