Саратовский государственный университет
им. Н.Г.Чернышевского
«Падал черный снег…»
Творческая работа по произведению Михаила Булгакова
«Театральный роман»
в рамках курса «История русской литературы ХХ века»
Работу выполнила
студентка 4 курса
заочного отделения
Института филологии
и журналистики
Булыгина Екатерина
Саратов, 2010
«Записки покойника»
«…самоубийца никакого отношения ни к драматургии, ни к театрам никогда в жизни не имел, <…>
…ни таких театров, ни таких людей, какие выведены в произведении покойного, нигде нет и не было»
«Театральный роман» М.А. Булгакова – это незаконченное произведение, которое при жизни автора не публиковалось. В нем от первого лица повествуется о писательском опыте некоего Сергея Максудова, о непонятном для героя и одновременно притягивающем его театральном закулисье.
Произведение в рукописи имело и второе название, которое в дальнейшем приравнялось к подзаголовку – «Записки покойника». Если словосочетание «театральный роман» обозначает содержание произведения («театральным романом» определяется не только литературное сочинение главного героя, но и его отношения с Независимым театром, которые можно рассматривать, как своеобразный «роман»), то подзаголовком Булгаков дает трагичное, но в то же время ироничное определение жанра своего произведения. Записки – следовательно, немного хаотичное повествование, где, как в дневнике, выхватываются и описываются повлиявшие на их автора события, остальное время размыто, прежде всего в памяти его самого. А в предисловии разъясняется, почему эти «записки» – покойника: человек, написавший их, бросился с моста почти сразу после их написания. В предисловии также говорится о том, что практически все события, происходящие с ним – плод его больного воображения, и все люди, с которыми он завязывал знакомства – только фантазия его воспаленного сознания, в реальной жизни не существующие и никогда не существовавшие.
Тем не менее, «Театральный роман» – произведение не только очень правдоподобно повествующее о театральном мире, но и автобиографическое, а также имеющее реальные прототипы. Сначала Булгаков создал роман в письмах «Тайному другу», в котором объяснял, как он «сделался драматургом». События этого произведения послужили материалом для «Театрального романа». Сюжет во многом основан на конфликте Булгакова с главным режиссером Художественного театра Константином Сергеевичем Станиславским по поводу постановки "Кабалы святош" во МХАТе и последующим снятием театром пьесы, однако прообразом пьесы Максудова "Черный снег" послужили "Дни Турбиных". Булгаков осуждал систему Станиславского, также как в романе Максудов осуждает методы режиссера Ивана Васильевича – его литературного отражения. Практически все герои романа имеют прототипы, и Елена Сергеевна Булгакова, третья жена писателя, составила большой список реальных людей, театров, и даже спектаклей, нашедших отражение в романе.
По утверждению современников, незаконченным роман остался, скорее всего, потому, что Булгаков опасался не успеть завершить «дело своей жизни» – роман «Мастер и Маргарита», предчувствуя свою близкую смерть.
Роман
Сергей Максудов – «маленький сотрудник газеты "Пароходство"», пишет роман. ............