1. Макроэкономическое равновесие
Экономическое равновесие - это соответствие между ресурсами и потребностями. Равновесие устанавливается посредством ценового механизма в масштабах национального хозяйства на основе совокупного спроса и совокупного предложения.
Частное равновесие - это количественное соответствие двух взаимосвязанных параметров или сторон экономики.
Общее равновесие - это согласованное развитие всех сфер экономической системы.
Условия макроэкономического равновесия в экономике:
1. Соответствие общественных целей и экономических возможностей;
2. Обеспечение резервов мощностей и нормального уровня занятости;
3. Приведение в соответствие структуры потребления;
4. Условием общего равновесия в экономике является рыночное равновесие, равновесие спроса и предложения на всех основных рынках.
График макроэкономического равновесия
На графике представлено 3 состояния экономического равновесия.
Точка E1 - это равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, т.е. без инфляции.
Точка E2 - это равновесие при небольшом повышении уровня цен к состоянию близкому к полной занятности.
Точка E3 - это равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией.
Макроэкономическое равновесие - это состояние экономики, когда весь произведенный национальный продукт полностью куплен, т.е. пересекаются кривые AD и AS, что определяет равновесный уровень цен и равновесный объем производства.
Колебания совокупного спроса приведут к повышению цен на товары, но не всегда допускает возможность их снижения до первоначальной величины, поэтому в экономике существует эффект Храповика.
Эффект Храповика показывает, что увеличение совокупного спроса повышает уровень цен, а при уменьшении спроса не всегда происходит падение цен в течение короткого периода.
2. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы
Зная цену и объем, можно рассчитать доход фирмы. Максимизация же прибыли достигается, как уже отмечалось, при максимальной разнице между совокупным доходом и совокупными издержками.
Фирма осуществляет свою деятельность в условиях совершенной конкуренции. Это такой рынок, на котором на каждую фирму приходится незначительная доля продаж данной продукции. Для соблюдения условий совершенной конкуренции необходимо также, чтобы имелась свобода доступа на рынок, т. е. чтобы новые фирмы могли без всяких препятствий войти в рынок тогда, когда существует возможность получить прибыль, превышающую затраты на оплату факторных доходов (зарплаты, ренты, процента, предпринимательского дохода). В результате такого свободного доступа кривая спроса каждой фирмы опускается до тех пор, пока прибыли каждой из них не достигнут нормального уровня и не исчезнет стимул для входа на рынок новых конкурентов. (Заметим, что нормальная прибыль — это минимальная прибыль, которую фирма должна получить для продолжения своей деятельности в данной отрасли. Это возможно тогда, когда общая выручка в точности покрывает факторные издержки и имеет место нулевой уровень прибыли.) При этих условиях кривая спроса каждой фирмы имеет горизонтальный вид. А это значит, что любой объем продукции конкурентная фирма будет продавать по одной и той же цене (рис. ............