Часть полного текста документа: Максимилиан Александрович Волошин Максимилиан Александрович Волошин родился в Киеве в 1877 году в Духов день - 16 мая. Предки его по, отцовской линии Кириенко-Волошины,- казаки Запорожской Сечи. Один из них слагал думы - народные песни, политический смысл которых не понравился польским панам. За что они и расправились с правдолюбцем: содрали с живого кожу. Отца Волошин не помнил. Отец жил от семьи отдельно и умер, когда мальчику шёл пятый год. Воспитывала его мать, верная участница его жизни. Елена Оттобальновна была обрусевшая немка. Её экстравагантная внешность обращала на себя внимание и в Париже, куда она приезжала к сыну, и в Коктебеле, где она имела клочок земли, ставший в последствии своеобразной Меккой для многих поколений писателей. Детство Волошина, по его словам, проходило в кругу взрослых людей, домашних животных, книг. В пять лет он уже бегло читал, а ещё раньше помнил многое наизусть из русской классики. Учась в гимназии и университете, переводил из Гейне, Ленау, Фрейлиграта. На его развитие влияли и французские писатели, особенно Верлен и Малларме. Позже Волошин назовёт Париж своей духовной родиной. С детства он бредит стихами и даже "молится о том, чтобы стать поэтом". В ранних поэтических чувствах заметно подражание Брюсову. Гимназию он закончил в Феодосии, провинциальном городке, вдали от родительского дома. В нём рано проявилась самостоятельность. Ничему путному, как ему казалось, он в гимназии не научился, равно как и в Московском Университете, куда поступил в 1897 году на юридический факультет. На втором курсе, за участие в студенческих беспорядках, его исключают из университета. С этого времени начались годы странствий. Ссылка - сначала в Феодосию, затем в Ташкент. Правда перед границей он успел побывать за границей, подышать воздухом настоящей свободы. Полгода, проведённые в туркестанской пустыне, обострили в нём жажду знаний, и он видит "всю европейскую культуру ретроспективно - с высоты азиатских плоскогорий". Здесь он открывает для себя таких философов, как Ницше и Владимир Соловьёв, и здесь же приходит к убеждению, что Париж -"альма матер" современной культуры. "Отсюда,- вспоминает он позже,- пути ведут меня на запад - в Париж, на много лет учиться: художественной форме у Франции, чувству красок у Парижа, логике - у готических соборов, средневековой латыни - у Гастона Париса, строю мысли у Бергсона, скептицизму - у Анатолия Франса, стиху - у Готье и у Эридиа..." Семилетие, с 1905 по 1912 год, Волошин определит для себя, как время блужданий духа. Он ищет религиозные и философские основы жизни, без чего, как он понимает, не мыслимо творчество. Его интересуют эзотерические и оккультные учения, буддизм и магия, католичество, теософия, штейнерианство. Рудольф Штейнер, немецкий философ-мистик, основал антропософское общество, куда вошли и русские - писатели, художники. Оно предполагало объеденить нации и религии. Волошин участвовал в строительстве общего храма, заложенного в живописном местечке Швейцарии. Построенный храм в первую же ночь сгорел - от поджога. Антропософия повлияла на русскую, да и на мировую культуру в конце прошлого и начале нынешнего столетия - в одну из кризисных эпох, которое когда-либо испытывало христианство. ............ |