Часть полного текста документа:Малер (Mahler) Густав Густав Малер (7 VII 1860, Калиште, Чехия - 18 V 1911, Вена) австрийский композитор, дирижёр, оперный режиссёр. Родился в чешской деревне в семье мелкого торговца. Музыкальное дарование композитора проявилось очень рано: в детстве он знал множество народных напевов, с 6 лет учился игре на фортепиано, в 10 лет дал в Йиглаве первый публичный концерт. В возрасте 15 лет М. поступил в Венскую консерваторию (классы фортепиано, гармонии и композиции), одновременно экстернат Йиглавской гимназии; затем прослушал в Венском университете курс истории и философии. Музыкальная атмосфера Вены 1870-х гг. Её концертная и театральная жизнь оказали на молодого M. решающее влияние. Он пережил бурное увлечение творчеством Р. Вагнера, его привлекала музыка А. Брукнера, у которого М. брал уроки композиции. С 1880 началась работа М. в качестве oпeрного дирижёра сначала в небольших городах, затем в крупных оперных театрах ( Немецкий театр а Праге, 1885; Городской театр в Лейпциге, 1886-88; Королевская опера в Будапеште, 1888-91; Городской театр в Гамбурге, 1891-97). В 1897 М. был приглашен на пост директора Венского придворного оперного театра. К этому времени М. был автором песен для голоса с фортепиано и голоса с оркестром (в т. ч. циклов "Песни странствующего подмастерья" и "Волшебный рог мальчика"), вокально-симфонического сочинения "Жалобная песня" и 3 симфоний. (Все крупные произведения М. создавал в летние месяцы, свободные от работы в театре, оставляя на зиму лишь инструментовку.) Работа в Венском придворном оперном театре (1897-1907) явилась вершиной его дирижёрской и режиссёрской деятельности и одновременно периодом наивысшего расцвета самого коллектива. Летом 1907 М. покинул театр и уехал в Америку, где в 1908 занял место дирижера "метрополитен-опера" в Нью-Йорке, а затем руководителя Нью-йоркского филармонического оркестра. Венское десятилетие ознаменовало взлёт композиторского творчества М.: за эти годы им написаны пять симфоний ( с 4-й по 8-ю) и песенные циклы на слова Ф. Рюккерта. В летние месяцы 1908-10 М. работал над "Песней о земле", 9-й и 10-й симфониями. В 1907 у М. обнаружилась болезнь сердца, в дальнейшем прогрессировавшая. Переутомление, связанное с тяжёлыми условиями контракта в США, окончательно подорвало здоровье М. В 1911 он умер. Выдающийся представитель послевагнеровского поколения в музыкальном искусстве Европы, М. был на рубеже 19- 20 вв. одним из немногих композиторов Австрии и Германии, чьи произведения пронизаны глубокой философской проблематикой. Творчество М.- непрерывные поиски ответа на коренные вопросы человеческого бытия. "То, о чём говорит музыка,- писал М.,- это только человек во всех его проявлениях (то есть чувствующий, мыслящий, дышащий, страдающий)". Тема человеческих страданий обусловлена у М. трагическим осознанием социальных противоречий эпохи, что делает композитора одним из крупнейших художников-гуманистов 20 в. Неизбежный в буржуазном мире конфликт художника и общества составил основное содержание не только творчества, но и жизни самого композитора. Видя своё призвание не в одной лишь композиторской, но также и в театральной деятельности, он вкладывал много творческой энергии в дирижирование, в оперную режиссуру. Однако и здесь композитор был скован условиями, по его словам, "лживой, отравленной в самой основе и бесчестной" жизни эпохи. ............ |