Введение Сегодня стало совершенно очевидным, что государство без предпринимательства, без малого и среднего бизнеса не в состоянии решить все проблемы, которые возникли в медицинской и социальной сферах. Нужно прекратить заниматься либеральной риторикой по поводу государственного и частного предпринимательства, а четко определить правила игры, решить, что выгодно государству, что – малому и среднему бизнесу, посмотреть, как можно использовать уже достаточно отработанные у себя в стране и за рубежом механизмы, и использовать их в виде пилотных и национальных проектов.
Говоря об участии малого и среднего предпринимательства в развитии сферы здравоохранения и социальных услуг, необходимо обеспечить равный доступ к участию в госзаказах и национальных программах. Для открытости и прозрачности тендеров и конкурсов, для обмена информацией предлагается создать при Минэкономразвития или Минфине независимую экспертную площадку, где представители государства и малого и среднего бизнеса могли бы презентовать, обсуждать и объективно оценивать пилотные проекты и рекомендовать к принятию наиболее удачные из них. Пока что решения об исполнении наиболее значимых проектов и программ принимаются келейно, без широкого вещания на общественность, а экспертные возможности бизнеса не используются на 100%. [5]
Вопросы перехода сферы здравоохранения на условия рыночного функционирования зачастую ставятся в прямую зависимость от экономической эффективности. При этом однобоко рассматривается лишь объем платных услуг и себестоимость бесплатной помощи. Внедрение элементов предпринимательства в здравоохранение должно гарантировать право граждан на получение медицинской помощи. Однако, говоря о доступности и эффективности медицинской помощи, гибкости реагирования системы здравоохранения на нужды и запросы потребителя, необходимо найти такие формы взаимодействия с бизнесом, которые позволили бы реализовать преимущества конкуренции, увеличили доступность медицинской помощи и не привели бы к необоснованному росту финансового бремени как на бюджеты различных уровней, так и на личные расходы граждан. [5]
По данным Росздравнадзора, в 2007 г. частные организации и индивидуальные предприниматели составили более 60% всех лицензиатов по медицинской деятельности. При этом значительная часть государственных и муниципальных учреждений здравоохранения зачастую работает без лицензии именно по причине несоответствия материально-технической базы учреждения соответствующим требованиям. В то же время не секрет, что частный предприниматель сам заинтересован вкладывать больше средств в техническое и информационное оснащение своего учреждения, внедрять новые технологии диагностики и лечения и одновременно стремится к более эффективному и рациональному использованию финансов. Практически все частное здравоохранение работает с использованием IT-технологий для ведения электронных историй болезни. Пока около 30% частных медучреждений имеют электронные версии историй болезни, но к 2009 г. их число увеличится до 75–80%, не дожидаясь перехода государства на эту форму. Это значительно облегчает ведение контроля, учета, затрат и доходов, что позволяет более эффективно выстраивать свой бизнес, использовать аналитические расчеты показателей здоровья, не дожидаясь данных от территориальных органов здравоохранения, и на основании этого производить расчет стратегии своего развития, четко зная, что больше беспокоит данную территорию.
Территориальное планирование – архиважный вопрос. ............