РЕФЕРАТ
по курсу «Основы экономики»
по теме: «Малый бизнес как неотъемлемая часть экономики»
1. Малый бизнес как составная часть рыночной экономики
Так называемая малая экономика — важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:
активизация структурной перестройки экономики;
насыщение потребительского рынка товарами;
преодоление отраслевого и регионального монополизма;
расширение конкуренции;
создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
укрепление экономической базы местных органов власти;
развитие сел, небольших городов;
возрождение художественных промыслов.
Роль и место малого бизнеса в российской экономике трудно переоценить. Малое предпринимательство, располагая всего 3,6 % стоимости основных средств экономики РФ, произвело в 2005 году около 12 % ВВП (внутреннего валового продукта) России. Прибыль от малого бизнеса составляет пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны. Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по экономике — 0,73 рубля.
Дальнейшему развитию малого бизнеса способствовало и решение Правительства о том, что в течение первых пяти лет с момента регистрации малого предприятия налоговая база не может ухудшаться. Таким образом, если после регистрации налоговая политика изменится для предприятия в худшую сторону, то оно будет платить налоги в размере, установленном на момент регистрации в течение пяти лет. Однако в связи с принятием Закона на вмененный доход этот принцип отменяется для предприятий, работающих в сферах деятельности, на которые этот Закон распространяется.
Способствует развитию предпринимательства постановление правительства о сокращении числа видов деятельности, на ведение которых требуются лицензии. В 2001-2004 гг. сокращено лицензирование 49 отдельных видов деятельности. Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговли подакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом и издательском деле, в производстве отдельных видов стройматериалов и ряде других. В новом Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий.
И все же численность МП в нашей стране значительно меньше, чем за рубежом. Для сравнения, только в обрабатывающей и добывающей промышленности Японии функционирует свыше 6,4 млн малых предприятий, в народном хозяйстве США — свыше 19,3 млн предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой ежегодно возникают сотни тысяч предприятий малого бизнеса. Так, в Германии ежегодно возникало 370—450 тыс. предприятий. В это число включаются все «производственные единицы» — от индивидуалов-надомников до предприятий с сотней рабочих и более. За это же время, то есть за год, прекращают свое существование 330—360 тыс. предприятий. В Италии такое соотношение лучше. Возникает за год 310—350 тыс. предприятий, прекращают свою деятельность 150—180 тыс.
Как видно из этих данных, конкуренция между индивидуалами и мелкими предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к сокращению их «жизненного цикла». ............