Часть полного текста документа: РЕФЕРАТ по истории Тема: "Мамин-Сибиряк Д.Н." Группа 306 Выполнила: Степанова И.В. Красноуральск 2000 г. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 - 1912) Родился в Верхотурском уезде Пермской губернии. Учился на ветеринарном факультете Медико-хирургической академии (1872-76) и на юридическом факультете Петербургского университета (1876-77). В 1877 прервал учебу и уехал на Урал. Вернулся в Петербург в 1891 известным писателем: романы "Приваловские миллионы"(1883), "Горное гнездо"(1884) и др. Заведовал отделом художественной литературы в журнале "Мир божий". Жил в Петербурге (1891-93; 1908-12), в Царском Селе (1894-99, 1902-1908) и в Павловске. Умер в Петербурге. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1956 прах и памятник перенесены на Волковское православное кладбище (Литераторские мостки, площадка писателей). В творчестве Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852 - 1912) исследователи обычно выделяют два основные "тематические русла": тему интеллигенции и "уральскую летопись". Тем не менее авторы "Очерков русской литературы Сибири" впервые ставят вопрос о своеобразии сибирской темы в художественной интерпретации писателя. При этом они замечают : "Мамин считал себя "сибиряком", так как родился в Висимо-Шайтанском заводском поселке, расположенном в Верхотурском уезде, а Верхотурье в начале восемнадцатого столетия входило в состав Сибирской губернии. Важно и то, какой псевдоним избирает для себя писатель - "Сибиряк". Но есть и более значительные причины, вызывающие исследовательский интерес к творчеству Д.Н. Мамина-Сибиряка с точки зрения раскрытия сибирской темы. С одной стороны, в его романах, рассказах и повестях возникает образ Сибири как географического, природного, социально-экономического пространства. Его отличает особый нравственный уклад жизни: так в романе "Хлеб"(1895) действие часто происходит в городе Тюмени - центре пароходостроительства, на сибирских реках Иртыше, Туре, Тоболе; в Западную Сибирь отправляются герои романа "Без названия"; в рассказах "Зимовье на Студеной", "Старый шайтан" и других повествуется об обычаях и образе жизни вогулов и т.п. С другой стороны, в творчестве этого писателя, может быть, впервые в русской литературе складывается "живой образ края". Не случайно, объясняя особенности романного мышления Д.Н.Мамина-Сибиряка, Н.И. Пруцков пишет о том, что автору удается "роман о целом крае, о потоке жизни". Интересно, что сам Мамин говорил о себе как о художнике "еще нарождающегося отдела беллетристики - областного" (1886). И потому, может быть, для Михаила Пришвина Д.Н. Мамин и его творчество ассоциируются с национальным чувством, родиной: "Не надо гоняться за Александром Невским или выкапывать "Слово о полку Игореве". Достаточно развернуть любую книгу Мамина, понять - и родина будет открыта. Современники не поняли Мамина потому, что в любой его книге культура Отца - Патрио-тизм" . "Открытие родины" у Мамина, несомненно, происходит и на уровне изображения мира природы. Тем более , что понятие это для писателя - одно из важнейших, так как включает в себя не только представление о гармонии и красоте , но и выступает в качестве "конфликтного" по отношению к миру человека явления. Вряд ли можно согласиться с авторами работы "Сибирская тема в творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка", которые рассматривают роман писателя "Хлеб" вне его сибирской конкретики, совсем не упоминают о романе "Без названия", рассказе "Зимовье на Студеной" и т.д. Олицетворением Сибири в романе Д.Н.Мамина-Сибиряка "Без названия"(1894) становится образ Ермака. ............ |