Содержание
1. Типы организованных потребителей. Особенности их спроса и поведения в процессе закупки. 3
2. Тест 12
Список литературы 14
1. Типы организованных потребителей. Особенности их спроса и поведения в процессе закупки.
Интерес к «организованному потребителю» вызван тем, что потребление на уровне предприятий, организаций и учреждений остается белым пятном в теории и практике менеджмента, маркетинга, социологии, поведения потребителей. Не исследована проблема развития и социальной значимости предприятия как «организованного» потребителя.
Теоретические проблемы исследования «организованных потребителей» связаны с выбором методологической базы. Здесь необходим институциональный подход, закрепление этого специфического предмета как самостоятельной дисциплины с собственными законами и категориями, а также субстанциональный подход к выделению сущности этого явления. Большинство зарубежных работ по этому вопросу либо вообще не упоминают методологию, либо используют бихевиористский или постмодернистский подходы. К теоретическим проблемам можно отнести противоречие между использованием термина «организованные потребители» (этот термин там звучит – «организационные покупатели» и имеет, на наш взгляд, несколько иной смысл) в западных источниках и российских (подготовленных на основе американских работ) их пониманием, содержанием и степенью проработки.
«Организованные потребители» – это организации (хозяйственные, политические, социальные и т.п.), учреждения (быта, образования, культуры, религии и т.п.), регионы и страны, которые путем потребления общественных благ удовлетворяют потребности производства и персонала. Это профессионально (экономически, технологически, организационно и нормативно) подготовленный покупатель.
Остановимся подробнее на производственных предприятиях и представим некоторые идеи об «организованном потребителе». Рынок подобных предприятий представляет большое количество потребителей сырья, материалов полуфабрикатов, комплектующих изделий, основного и вспомогательного оборудования, предметов снабжения, разнообразных услуг, рабочей силы, духовной продукции и идей.
Организационный спрос имеет особый характер. Это спрос со стороны организаций, которые используют приобретенные товары в своем производственном процессе для удовлетворения спроса, поступающего со стороны других организаций или спроса конечных пользователей.
Спрос на производственные товары, особенно на основные средства производства, крайне подвержен флуктуациям и заметно реагирует даже на малейшие изменения в конечном спросе (принцип ускорения). Часто он неэластичен по цене, особенно если цена товара составляет малую часть себестоимости готового изделия или товар является ключевым компонентом, возможно, изготавливаемым по определенным спецификациям, не имеющим субститутов.
Производственная фирма имеет дело со многими потребителями: в цепочке поставок задействованы и прямые потребители, и потребители этих прямых потребителей. На каждом уровне цепочки поставок организационный потребитель имеет коллегиальную структуру: закупками занимается группа индивидов (закупочный центр), функции и роли которых различны и которые имеют разные компетенцию и мотивацию. ............