РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Тема: Маржиналистская теория ценности и ее значение
П Л А Н
1. Маржинализм.
2. Блага.
3. Понятие полезности в теории цены.
4. Альтернативные подходы.
МАРЖИНАЛИЗМ
Научное направление, именуемое маржинализмом, возникло в последней трети ХIХ в., но его идеи о предельных величинах оказались применимы к такой сравнительно новой области, как потребительское поведение. Принципиальной новизной подхода маржиналистов к анализу экономических процессов стали категории предельной полезности. Маржинализм и его составная часть – теория потребительского поведения – основываются на постулате о том, что анализ экономических процессов, в том числе и процессов потребления благ, следует начинать с выявления субъективных предпочтений людей и выявления полезности благ.
Маржиналисты приняли за исходный пункт потребности человека и законы насыщения этих потребностей; противопоставили объективной концепции стоимости товаров английских классиков субъективную концепцию, основывающую стоимость на полезности ограниченного количества продукта и способности этого продукта удовлетворять потребности субъектов.
Маржиналистский анализ представляет собой фундаментальную экономическую теорию, объясняющую любую экономику независимо от того, осуществляется ли в ней свободный обмен или нет, действует она, подчиняясь собственным решениям экономических субъектов или решениям хозяйственным руководителей, распоряжающихся использованием продуктов и услуг.
Б Л А Г А
Потребность – стремление к реализации какой-либо нужды, испытываемой человеком, недостаток чего-либо вызывает стремление устранить его. Потребности всегда направлены на что-то (предмет и человека), способное удовлетворить нужду. У каждого индивида существует своя система потребностей, ее субординация и взаимосвязь, хотя и не всегда четко осознаваемая. В основе потребительского выбора лежат субъективно оцениваемые полезности товаров, материальных и духовных благ.
Категория полезности благ подразумевает потребительский эффект, т.е. наличие таких свойств и качеств благ, которые удовлетворяют конкретным субъективным запросам людей.
Любым благам (экономическим и неэкономическим), если они выступают объектом производительного или индивидуального потребления людей, свойственна полезность. Например, такие естественные и ценнейшие жизненные блага, как атмосферный воздух, пресная вода в открытых водоемах, соленая вода в морях и океанах и т.д., принято считать неограниченными и преимущественно свободными для общего пользования людей. Именно в силу их неограниченности и общей доступности подобные блага не являются экономическими. Экономические блага – это ограниченные блага, которые становятся пригодными к потреблению лишь в следствие предварительной технологической обработки для придания им таких потребительских свойств, которые удовлетворяли бы потребностям человека. По этой причине любые экономические блага не могут быть бесплатными и не могут предоставляться в производственное и индивидуальное пользование человека безвозмездно. ............