Часть полного текста документа:Мастерские средневековых монахов-книжников Т.Г. Куприянова, д. ист. н., профессор МГУП Средоточием книжного производства в раннем Средневековье, охватывающем период V-ХI вв., являлись монастыри, при которых создавались мастерские по переписке книг - скриптории. Первым и самым знаменитым центром раннего Средневековья был монастырь Вивариум, основанный Кассиодором Сенатором (485-580 гг.). Он создал библиотеку и мастерскую по переписке книг. Монахи, трудившиеся в скриптории, обладали широкими познаниями в области грамматики, логики, риторики. Их обучение Кассиодор вел по собственному учебнику "О науках и искусствах", включавшему сведения из области математики, медицины, музыки. Затем были открыты скриптории при монастыре Монтэ-Кассино близ Неаполя, монастырь Боббио, основанный монахом Колумбаном в 613 г. В более позднее время действовали Кентерберийский, Корбийский, Турский, Санкт-Галленский и другие монастырские центры книгописания. В монастырских скрипториях преобладал ручной труд и отсутствовало его четкое разделение. Каждый монах переписывал рукопись от начала до конца и самостоятельно вписывал цветные инициалы (ил. 2). Первые зачатки специализации связаны с выделкой пергамена. Из числа малограмотных монахов назначался пергаменщик, занимавшийся выделкой кож, сортировкой и нарезкой по трафарету листов определенного размера. Из-за дороговизны пергамена в целях предохранения от моли и червей оборотная сторона кожаных листов натиралась шафраном и кедровым маслом. Монахи расценивали создание книг как богоугодное занятие, не допускающее роскоши и изысков. Духовное наставление предостерегало их от создания богатых книг, несущих на себе печать мирского тщеславия. Исключение составляли переплеты, появившиеся в книге-кодексе. В античные времена переплет в свитках отсутствовал, поэтому большинство идей, которые зарождались в переплетном деле, изначально принадлежали средневековым монахам. В ранний период Средневековья, когда книги были преимущественно церковного характера и ценились как священные реликвии, делались добротные переплеты из дерева. Крышки украшались резьбой, драгоценными камнями, чеканкой из благородных металлов (ил. 3). Долгое время монахиоставались единственными изготовителями переплетов. Затем к работе над переплетами стали привлекаться ремесленники таких специальностей, как резчики штемпелей и печатей, золотых дел мастера, граверы, чеканщики, литейщики. Художественное убранство средневековых кодексов и их основные элементы зарождались в книге в ответ на выдвигавшиеся общественные потребности и вкусы заказчиков. На протяжении VI-IХ столетий у покупателей пользовался спросом пергамен, закрашенный в пурпурный и другие насыщенные цвета, и только начиная с ХIII в. вкусы изменились. Теперь пергамен, наоборот, мастера старались как можно лучше выбелить для достижения более контрастного эффекта по сравнению с зеркалом текста и элементами украшений. Основным украшением западноевропейских кодексов являлись тщательно выписанные "красные строки", в VI в. появляются инициалы, под которые отводились специально размеченные на книжных страницах места (ил. 4). Первоначально инициалы выделялись наряду с заголовками и рубриками только цветом, а затем они стали оформляться орнаментом. ............ |