На правах рукописи
БЕЛОШИСТАЯ Анна Витальевна
Математическое развитие ребенка
в системе
дошкольного и начального школьного образования.
13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертация на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Москва 2003
Работа выполнена в Мурманском государственном педагогическом университете
Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор
Истомина – Кастровская Наталия Борисовна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Луканкин Геннадий Лаврович
доктор педагогических наук, профессор
Жохов Аркадий Львович
доктор педагогических наук, профессор
Кумарина Галина Федоровна
Ведущая организация: Волгоградский государственный педагогический университет
Защита состоится …………………… в 14 часов на заседании диссертационного Совета Д 212.136.02 в Московском государственном открытом педагогическом университете по адресу: 109544, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16 – 18.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного открытого педагогического университета по адресу: 109544, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16 – 18.
Автореферат разослан ……………………
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат технических наук
профессор А.Х.Ин
Общая характеристика исследования
Актуальность исследования. Преобразования в социальной, культурной, экономической жизни Российского общества обусловливают изменения в системе образования, являющейся важнейшим социальным институтом, который позволяет влиять на развитие общественного сознания, закрепляя в нем новые ориентиры развития. На необходимость обеспечивать “организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий” указано в тексте Концепции модернизации образования в Российской федерации.[1]
Демократические преобразования в Российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного и начального школьного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этих ступеней образования. В частности, был разработан проект Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное школьное звено)[2], в основе которой лежат: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.[3]
Гуманизация образования предполагает его ориентацию на развитие личности ребенка, направленность на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ученика, его познавательных способностей и личностных качеств. ............